Несколько темных елей пихт да старых кедров. Дмитрий мамин-сибиряк - горное гнездо. Укажите, к какому типу речи относится данный текст

Вот приедет барин – Барин нас рассудит…

I

В подтверждение своих слов Раиса Павловна притопнула ногой и сдвинула вылезшие белые брови. Она была в утреннем дезабилье и нервно держала правую руку, в которой качался исписанный листик почтовой бумаги. Письмо застало Раису Павловну еще в постели; она любила понежиться часов до двенадцати. Но этот лоскуток исписанной бумаги заставил ее вскочить в неуказанное время с такой же быстротой, с какой электрическая искра подбрасывает спящую кошку. Первой мыслью, когда она пробежала письмо, было послать за Родионом Антонычем.

Горничная вышла, осторожно затворив за собой дверь. В большие окна врывались пыльными полосами лучи горячего майского солнца; под письменным столом мирно похрапывала бурая легавая собака. В соседней комнате пробило девять часов. Нет, это было невыносимо!.. Раиса Павловна дернула за сонетку.

– Ну? – крикливо спросила она появившуюся Афанасью своим сиповатым, неприятным голосом.

– Сейчас будут-с.

– Видно, в курятнике своем сидит?

– Точно так-с. У них курица вторых цыплят выводит…

Раиса Павловна сердито плюнула и торопливо зашагала по кабинету. Горничная нерешительно продолжала оставаться в дверях.

– Ты чего тут торчишь чучелом гороховым? – сердито оборвала ее взволнованная барыня.

– Когда прикажете подавать одеваться?

– Ах, да… Некогда мне… Принеси пока оренбургский платок.

Горничная исчезла, как тень. Раиса Павловна опустилась в кресло и задумалась. Она была очень некрасива в настоящую минуту: желтое, сморщенное лицо, с мешками под глазами, неприятно выкаченные серые глаза, взбитые клочьями остатки белокурых волос на голове и брюзглая полнота, которая портила ей шею, плечи и талию. Около рта и вокруг глаз залегли тонкие морщины, которые появляются у женщин под пятьдесят лет. «Ведьма… Нет, хуже: старая баба», – думала иногда Раиса Павловна, когда смотрелась в зеркало. А между тем она когда-то была очень и очень красива, по крайней мере, мужчины находили ее такой, чему она имела самые неопровержимые доказательства. Но красивые формы и линии заплыли жиром, кожа пожелтела, глаза выцвели и поблекли; всеразрушающая рука времени беспощадно коснулась всего, оставив под этой разрушавшейся оболочкой женщину, которая, как разорившийся богач, на каждом шагу должна была испытывать коварство и черную неблагодарность самых лучших своих друзей. Может быть, это последнее обстоятельство и придало желтоватому лицу Раисы Павловны вызывающее и озлобленное выражение.

– Оставь! – капризно проговорила Раиса Павловна, когда горничная, накинув ей на голые плечи платок, мимоходом поправила сбившуюся юбку. – Да сейчас же послать за Родионом Антонычем второго рассылку. Слышишь?

Прошло мучительных десять минут, а Родион Антоныч все не приходил. Раиса Павловна лежала в своем кресле с полузакрытыми глазами, в сотый раз перебирая несколько фраз, которые лезли ей в голову: «Генерал Блинов честный человек… С ним едет одна особа, которая пользуется безграничным влиянием на генерала; она, кажется, настроена против вас, а в особенности против Сахарова. Осторожность и осторожность…»

Кабинет, где теперь сидела Раиса Павловна, представлял собой высокую угловую комнату, выходившую тремя окнами на главную площадь Кукарского завода, а двумя в тенистый сад, из-за разорванной линии которого блестела полоса заводского пруда, а за ним придавленными линиями поднимались контуры трудившихся гор. Посередине комнаты стоял громадный письменный стол, заваленный книгами, планами и тысячью дорогих безделушек, беспорядочной кучен занимавших центр стола. Под ногами лежала попорченная молью медвежья шкура. Расписанный потолок и бархатные синие обои придавали комнате отпечаток роскоши, хотя и с казенной ноткой, сквозившей во всей обстановке. От этой казенной нотки Раиса Павловна, несмотря на все свои старания, никак не могла избавиться и наконец помирилась с ней. В простенках висело несколько картин хорошей работы; на внутренней стене, над широким оттоманом, помещались оленьи рога с развешанным на них оружием. Воздух был пропитан дымом хороших сигар, окурки которых валялись по окнам и на столе. Словом, это был кабинет главного управляющего Кукарских заводов, а все главные управляющие, поверенные и доверенные не любят стеснять себя обстановкой.

В ожидании Родиона Антоныча Раиса Павловна в третий раз пробежала полученное письмо. Оно было из Петербурга, от Прохора Сазоныча Загнеткина, главного бухгалтера при петербургской конторе заводовладельца Лаптева. Прохор Сазоныч редко писал, но зато каждое его письмо всегда было интересно той деловой обстоятельностью, какой отличаются только люди очень практические. Даже в этом мелком и убористом почерке, каким писал Прохор Сазоныч, чувствовалась твердая рука настоящего дельца, каким он и был в действительности. Занимая довольно видный пост в конторе и пользуясь своим столичным положением, где вовремя и под рукой всегда и все можно было разведать и разузнать, Загнеткин служил Раисе Павловне самым исправным корреспондентом, извещая ее о малейших изменениях и колебаниях в служебной атмосфере. Правда, писал он неровно, с отступлениями и забеганиями вперед, постоянно боролся – и не в свою пользу – с орфографией, как большинство самоучек, но эти маленькие недостатки в «штиле» выкупались другими неоцененными достоинствами. Загнеткин для Раисы Павловны был тем же, чем для садовника служит в оранжерее термометр. Закулисная сторона всякой частной службы, в особенности заводской, представляет собой самую ожесточенную борьбу за существование, где каждый вершок вверх делается по чужим спинам. Схематически изобразить то, что, например, творилось в иерархии Кукарских заводов, можно так: представьте себе совершенно коническую гору, на вершине которой стоит сам заводовладелец Лаптев; снизу со всех сторон бегут, лезут и ползут сотни людей, толкая и обгоняя друг друга. Чем выше, тем давка сильнее; на вершине горы, около самого заводовладельца, может поместиться всего несколько человек, и попавшим сюда счастливцам всего труднее сохранить равновесие и не скатиться под гору.

Раиса Павловна, как жена главного управляющего Кукарских заводов, пережила и переживает все случайности своего высокого положения и поэтому умеет ценить всякую сильную руку, которая помогает ей сохранить за собой выдающуюся позицию. Такой рукой и был Прохор Сазоныч Загнеткин. Как женщина, Раиса Павловна относилась ко всему, что происходило вокруг нее и с ней самой, с большой страстностью, и в ее глазах вся путаница творящихся в заводском мире событий окрашивалась слишком ярко. Такая яркая окраска считается при научных исследованиях громадным недостатком, но на практике она приносит несомненную пользу. Может быть, этой своей особенности Раиса Павловна отчасти и была обязана тем, что, несмотря на все перевороты и пертурбации, она твердо и неизменно в течение нескольких лет сохраняла власть в своих руках. И теперь, перечитывая письмо Загнеткина, она сильно волновалась, как старый боевой конь, почуявший пороховой дым. Вот что ей писал Прохор Сазоныч:

«Я уже писал вам, что Евгений Константиныч (заводовладелец) очень сблизился с генералом Блиновым, и не только сблизился, но даже совсем подпал под его влияние. Блинов служил профессором, юрист, человек не глупый и вместе глупый. Сами увидите, что за птица. Теперь занят проектом финансовых реформ, которые должны быть произведены на заводах. Что это за проект – пока неизвестно, но Блинову удалось убедить Евгения Константиныча отправиться нынче же на Урал, а это что-нибудь значит, и вы можете судить по этому, насколько сильно влияние генерала. Нужно сказать вам, что сам по себе Блинов, пожалуй, и не так страшен, как может показаться, но он находится под влиянием одной особы, которая, кажется, предубеждена против вас и особенно против Сахарова. Предупредите его, и пусть примет соответствующие меры к приезду Евгения Константиныча. От себя пока сказать ничего не могу об этой особе, которая теперь вертит Блиновым, но есть кой-какие обстоятельства, которые оказывают, что эта особа уже имеет сношения с Тетюевым. Значит, можно так рассуждать, что вся поездка Евгения Константиныча есть дело тетюевских рук, а может быть, заодно с ним орудуют Вершинин и Майзель, на которых никогда нельзя надеяться: продадут… Еще скажу я вам, Раиса Павловна, что вы все-таки не опасайтесь: господь милостив! А вы спросите меня о Прейне, как он? – скажу одно, что по-прежнему, как флюгер, вертится по ветру. Но все-таки, если на кого и можно, и следует надеяться, так это на Прейна: с ним Евгений Константиныч никогда не расстанется, а генерал Блинов сегодня здесь, а завтра и след простыл. Знаю, что вам интересно бы узнать, что эта за особа, которая вертит генералом, – разузнавал и пока узнал только то, что она живет с генералом в гражданском виде, очень некрасива и немолода. Постараюсь разузнать все подробнее и тогда опишу.

Главное, нужно приготовиться к приему Евгения Константиныча, которого вы хорошо знаете, и также знаете и то, что нужно вам делать. Майзель и Вершинин не ударят лицом в грязь, а вам только остальное. Много вам будет хлопот, Раиса Павловна, но страшен сон, да милостив бог… С своей стороны буду стараться извещать вас о всем, что здесь будет делаться. Может, Евгений Константиныч и раздумает ехать на заводы, как не мог собраться съездить туда в течение двадцати лет раньше этого. А еще скажу вам, что в зимний сезон Евгений Константиныч очень были заинтересованы одной балериной и, несмотря на все старания Прейна, до сих пор ничего не могли от нее добиться, хотя это им стоило больших тысяч».

За Родионом Антонычем был послан третий рассылка. Раиса Павловна начинала терять терпение, и у ней по лицу выступили багровые пятна. В момент, когда она совсем была готова вспылить неудержимым барским гневом, дверь в кабинет неслышно растворилась, и в нее осторожно пролез сам Родион Антоныч. Он сначала высунул в отворенную половинку дверей свою седую, обритую голову с щурившимися серыми глазками, осторожно огляделся кругом и потом уже с подавленным кряхтением ввалился всей своей упитанной тушей в кабинет.

– Вы… что же это вы делаете со мной?! – с крикливыми нотками сдержанного гнева заговорила Раиса Павловна.

– Я? – удивился Родион Антоныч, поправляя на себе летнее коломянковое пальто.

– Да, вы… Я посылала за вами целых три раза, а вы сидите в своем курятнике и ничего на свете знать не хотите. Это бессовестно наконец!..

– Виноват, Раиса Павловна. Ведь еще десятый час на дворе.

– Вот полюбуйтесь! – сунула под нос Родиону Антонычу рассерженная Раиса Павловна смятое письмо. – Вы только и знаете, что свой десятый час…

– От Прохора Сазоныча-с… – в раздумье проговорил Родион Антоныч, вооружая свой мясистый нос черепаховыми очками и сначала рассматривая письмо издали.

– Да читайте… тьфу!.. Точно старая баба с печи слезает…

Родион Антоныч вздохнул, далеко отодвинул письмо от глаз и медленно принялся читать его, строчка за строчкой. По его оплывшему, жирному лицу трудно было угадать впечатление, какое производило на него это чтение. Он несколько раз принимался протирать очки и снова перечитывал сомнительные места. Прочитав все до конца, Родион Антоныч еще раз осмотрел письмо со всех сторон, осторожно сложил его и задумался.

– Нужно будет с Платоном Васильичем посоветоваться…

– Да вы сегодня, кажется, совсем с ума спятили: я буду советоваться с Платоном Васильичем… Ха-ха!.. Для этого я вас и звала сюда!.. Если хотите знать, так Платон Васильич не увидит этого письма, как своих ушей. Неужели вы не нашли ничего глупее мне посоветовать? Что такое Платон Васильич? – дурак и больше ничего… Да говорите же наконец или убирайтесь, откуда пришли! Меня больше всего сводит с ума эта особа, которая едет с генералом Блиновым. Заметили, что слово особа подчеркнуто?

– Точно так-с.

– Вот меня это и бесит… Прохор Сазоныч не будет даром подчеркивать слова.

– Нет, не будет. Ох, не будет! – каким-то плаксивым голосом заговорил Родион Антоныч. – И обо мне есть: «настроены против Сахарова в особенности»… Ничего не разберу!..

– Если бы Лаптев ехал только с генералом Блиновым да с Прейном – это все были бы пустяки, а тут замешалась особа. Кто она? Что ей за дело до нас?

Родион Антоныч сделал кислую гримасу и только поднял кверху свои покатые, жирные плечи.

В кабинете водворилось тяжелое молчание. В саду весело заливалась безыменная птичка; набегавший ветерок гнул пушистые верхушки сиреней и акаций, врывался в окно пахучей струей и летел дальше, поднимая на пруду легкую рябь. Солнечные лучи прихотливыми узорами играли на стенах, скользя яркими искрами по золотому багету и разливаясь мягкими световыми тонами на массивных узорах обоев. С тонким жужжанием влетела в комнату какая-то зеленая мушка, покружилась над письменным столом и поползла по руке Раисы Павловны. Та вздрогнула и очнулась от своего раздумья.

– Это Тетюев да Майзель механику подводят, – проговорил Родион Антоныч.

– И опять глупо: этакую новость сообщил! Кто же этого не знает… ну, скажите, кто этого не знает? И Вершинину, и Майзелю, и Тетюеву, и всем давно хочется столкнуть нас с места; даже я за вас не могу поручиться в этом случае, но это – все пустяки и не в том дело. Вы мне скажите: кто эта особа, которая едет с Блиновым?

– Не знаю.

– Так узнайте! Ах, господи! господи! Непременно узнайте, и сегодня же!.. От этого все зависит: мы должны приготовиться. Странно, что Прохор Сазоныч не постарался разузнать о ней… Вероятно, какая-нибудь столичная выжига.

– Вот что, Раиса Павловна, – заговорил Родион Антоныч, снимая очки, – ведь Блинов-то учился, кажется, с Прозоровым…

– Так вот от Прозорова и можно будет узнать.

– Ах, действительно… Как это мне не пришло в голову? Действительно, чего лучше! Так, так… Вы сейчас же, Родион Антоныч, сходите к Прозорову и стороной все разузнайте от него. Ведь Прозоров болтун, и от него все на свете можно узнать… Отлично!..

– Нет уж, к Прозорову будет лучше вам самим сходить, Раиса Павловна… – с кислой гримасой заговорил Родион Антоныч.

– Это почему?

– Да так… Вы ведь знаете, что Прозоров меня ненавидит…

– Ну, это вздор… Он и меня ненавидит, как ненавидит весь свет.

– Все-таки вам удобнее, Раиса Павловна. Вы бываете у Прозорова, а я…

– Ну, черт с вами, убирайтесь в свой курятник! – сердито оборвала Раиса Павловна, дергая сонетку. – Афанасья! Одеваться… да живее!.. Вы зайдите часика через два, Родион Антоныч!

«Ох, дрянь дело», – думал Родион Антоныч, вылезая из кабинета.

Его оплывшее лицо, блестевшее жирным загаром, теперь сморщилось в унылую улыбку, как у доктора, у которого только что умер самый надежный пациент.

II

Через полчаса Раиса Павловна спускалась с открытой веранды в густой и тенистый господский сад, который зеленой узорчатой прорезью драпировал берёг пруда. На ней теперь было надето платье из голубого альпага, отделанное дорогими кружевами; красиво собранные рюши были схвачены под горлом бирюзовой брошью. В волосах, собранных в утреннюю прическу, удачно скрывалась чужая коса, которую носила Раиса Павловна очень давно. И в костюме, и в прическе, и в манере себя держать – везде сквозила какая-то фальшивая нота, которая придавала Раисе Павловне непривлекательный вид отжившей куртизанки. Впрочем, она это знала сама, но не стеснялась своей наружностью и даже точно нарочно щеголяла эксцентричностью костюма и своими полумужскими манерами. То, что губит в общественном мнении других женщин, для Раисы Павловны не существовало. На остроумном языке Прозорова эта особенность Раисы Павловны объяснялась тем, что «подозрение да не коснется жены Цезаря». Ведь Раиса Павловна была именно такой женой Цезаря в маленьком заводском мирке, где вся и все преклонялось пред ее авторитетом, чтобы вдоволь позлословить на ее счет за глаза. Как умная женщина, Раиса Павловна все это отлично понимала и точно наслаждалась развертывавшейся пред ней картиной человеческой подлости. Ей нравилось, что те люди, которые топтали ее в грязь, в то же время заискивали и унижались перед ней, льстили и подличали наперерыв. Это было даже пикантно и приятно щекотало расшатавшиеся нервы жены Цезаря.

Чтобы пройти к Прозорову, который в качестве главного инспектора заводских школ занимал один из бесчисленных флигелей господского дома, нужно было миновать ряд широких аллей, перекрещивавшихся у центральной площадки сада, где по воскресеньям играла музыка. Сад был устроен на широкую барскую, ногу. Оранжереи, теплички, клумбы цветов, аллеи и узкие дорожки красиво пестрили зеленую полосу берега. В воздухе пахучей струей разливался аромат только что распустившихся левкоев и резеды. Сирень, как невеста, стояла вся залитая напухшими, налившимися почками, готовыми развернуться с часу на час. Подстриженные щеткой акации образовали живые зеленые стены, в которых там и сям уютно прятались маленькие зеленые ниши с крошечными садовыми диванчиками и чугунными круглыми столиками. Эти ниши походили на зеленые гнездышки, куда так и тянуло отдохнуть. Вообще садовник хорошо знал свое дело и на пять тысяч, которые ему ежегодно ассигновало кукарское заводоуправление специально на поддержку сада, оранжерей и теплиц, делал все, что мог сделать хороший садовник: зимой у него отлично цвели камелии, ранней весной тюльпаны и гиацинты; огурцы и свежая земляника подавались в феврале, летом сад превращался в душистый цветник. Только несколько отдельных куп из темных елей и пихт да до десятка старых кедров красноречиво свидетельствовали о том севере, где цвели эти выхоленные сирени, акации, тополи и тысячи красивых цветов, покрывавших клумбы и грядки яркой цветистой мозаикой. Растения были слабостью Раисы Павловны, и она каждый день по нескольку часов проводила в саду или лежала на своей веранде, откуда открывался широкий вид на весь сад, на заводский пруд, на деревянную раму окружавших его построек и на далекие окрестности.

Вид на Кукарский завод и на стеснившие его со всех сторон горы из господского сада, а особенно с веранды господского дома, был замечательно хорош, как одна из лучших уральских панорам. Центр картины, точно налитое до краев полное блюдо, занимал большой заводский пруд овальной формы. Направо широкой плотиной связаны были две возвышенности; на ближайшей красовалось своей греческой колоннадой кукарское главное заводоуправление с господским домом, а на противоположной качался мохнатыми вершинами редкий сосновый гребень. Издали эти две возвышенности походили на ворота, в которые выливалась горная река Кукарка, чтобы дальше сделать колено под крутой лесистой горой, оканчивавшейся утесистым пиком с воздушной часовенкой на самом верху. Менаду этими возвышенностями и по берегу пруда крепкие заводские домики выровнялись в правильные широкие улицы; между ними яркими заплатами зеленели железные крыши богатых мужиков и белели каменные дома местного купечества. Пять больших церквей красовались на самых видных местах.

Сейчас под плотиной, где сердито бурлила бойкая Кукарка, с глухим вздрагиванием погромыхивали громадные фабрики. На первом плане дымились три доменных печи; из решетчатых железных коробок вечно тянулся черным хвостом густой дым, прорезанный снопами ярких искр и косматыми языками вырывавшегося огня. Рядом стояла черной пастью водяная лесопильня, куда, как живые, ползли со свистом и хрипеньем ряды бревен. Дальше поднимались десятки всевозможных труб и правильными рядами горбились крыши отдельных корпусов, точно броня чудовища, которое железными лапами рвало землю, оглашая воздух на далекое расстояние металлическим лязгом, подавленным визгом вертевшегося железа и сдержанным ворчанием. Рядом с этим царством огня и железа картина широкого пруда с облепившими его домиками и зеленевшего по горам леса невольно манила к себе глаз своим простором, свежестью красок и далекой воздушной перспективой.

Флигелек Прозорова стоял в северном углу сада, куда совсем не хватало солнца. Раиса Павловна вошла в открытую дверь полусгнившей, покосившейся террасы. В первой комнате никого не было, как и в следующей за ней. Эти маленькие комнатки с выцветшими обоями и сборной мебелью показались ей сегодня особенно жалкими и мизерными: на полу оставались следы грязных ног, окна были покрыты пылью, везде царил страшный беспорядок. Откуда-то тянуло затхлой сыростью, точно из погреба. Раиса Павловна поморщилась и презрительно съежила плечи.

«Это какая-то конюшня…» – брезгливо подумала она, заглядывая в следующую узкую полутемную комнату.

Она в нерешительности остановилась в дверях, когда из глубины до ее слуха долетел речитатив Мефистофеля:


Красотка-то немножко устарела…

– Это вы, Виталий Кузьмин, на мой счет упражняетесь? – весело спросила Раиса Павловна, переступая порог.

– Царица Раиса! какими судьбами!.. – заговорил небольшого роста худощавый господин, поднимаясь с прорванного клеенчатого дивана.

– Здравствуйте, великий человек… на малые дела! – развязно отозвалась Раиса Павловна, протягивая руку чудаку-хозяину. – Вы тут что-то такое пели сейчас?

– Да, да… – торопливо заговорил Прозоров, поправляя сбившийся на шее галстук. – Действительно, пел… Узрел сии голубые одежды, сию накладную косу, сие раскрашенное лицо – и запел!

– Если все остроумие заключается у вас сегодня в местоимении сей, то это немного скучно, Виталий Кузьмич.

– Что делать, что делать, голубушка! постарел, поглупел, выдохся… Ничто не вечно под луной!

– Где у вас тут присесть можно? – спрашивала Раиса Павловна, напрасно отыскивая глазами стул.

– А вот, пожалуйте на диван! Располагайтесь. Однако какими это судьбами занесло вас, царица Раиса, в мою берлогу?

– По старой памяти, Виталий Кузьмич… Когда-то и вы писывали стишки для женщины в голубых одеждах.

– О, помню, помню, царица Раиса! Дайте ручку поцеловать… Да, да… Когда-то, давно-давно, Виталий Прозоров не только декламировал вам чужие стихи, но и сам парил для вас. Ха-ха… Получается даже каламбур: парил и парил. Так-с… Вся жизнь состоит из таких каламбуров! Тогда, помните эту весеннюю лунную ночь… мы катались по озеру вдвоем… Как теперь вижу все: пахло сиренями, где-то заливался соловей! вы были молоды, полны сил, и судеб повинуясь закону…


Ты помнишь чудное мгновенье;
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты…

Прозоров припал своей седевшей головой к руке Раисы Павловны, и она почувствовала, как на руку закапали крупные слезы… Ей сделалось жутко от двойного чувства: она презирала этого несчастного человека, отравившего ей жизнь, и вместе с тем в ней смутно проснулось какое-то теплое чувство к нему, вернее сказать, не к нему лично, а к тем воспоминаниям, какие были связаны с этой кудрявой и все еще красивой головой. Раиса Павловна не отнимала руки и смотрела на Прозорова большими остановившимися глазами. Это узкое лицо с козлиной бородкой и большими, темными, горячими глазами все еще было красиво какой-то беспокойной, нервной красотой, хотя кудрявые темные волосы уже давно блестели сединой, точно серебристой плесенью. Такой же плесенью был покрыт и живой, остроумный мозг Прозорова, разлагавшийся от собственной работы.

– А теперь, – заговорил Прозоров, прерывая тяжелую паузу, – я смотрю на развалины моей Трои, которая напоминает мне о моем собственном разрушении. Да, да… Но я еще нахожу капельку поэзии:


Тихо запер я двери,
И один, без гостей,
Пью за здравие Мери,
Милой Мери моей…

«Кабинет» Прозорова, занимавший узкую проходную комнату, что-то вроде коридора, был насквозь пропитан дымом дешевых сигар и запахом водки. Ободранный письменный стол, придвинутый к внутренней стене, был завален книгами, которые лежали здесь в самом поэтическом беспорядке. Тут же валялись листы исписанной бумаги и пустая бутылка из-под водки. В углу комнаты помещался шкаф с книгами, в другом – пустая этажерка и сломанное кресло с вышитой цветными шелками спинкой. Измятый, небрежный костюм хозяина соответствовал обстановке кабинета: летнее пальто из парусины съежилось от стирки и некрасиво суживало и без того его узкие плечи; такие же брюки, смятая сорочка и нечищенные, порыжевшие сапоги дополняли костюм. Раиса Павловна готова была пожалеть этого жалкого старика, который уже заметил это мимолетное движение, и по его худощавому лицу скользнула презрительно-нахальная улыбка, которая Раисе Павловне была особенно хорошо знакома.

– А я зашла к вам за Лушей… – деловым тоном заговорила Раиса Павловна, испытывая маленькое смущение.

– Знаю, знаю… – торопливо отозвался Прозоров, взбивая на голове волосы привычным жестом. – Знаю, что за делом, только не знаю, за каким…

– Я же сказала вам.

– Ах, да… Верую, господи, помоги моему неверию. За Лушей… Так.

– А ведь она у вас совсем большая. Необходимо о ней позаботиться…

– Совершенно верно!


Что за комиссия, создатель,
Быть взрослой дочери отцом!

– Особенно таким отцом, каким судьба так несправедливо наградила бедную Лушу.

– Да, но я только отрицательным образом несправедлив к моей дочери, тогда как вы своим влиянием прививаете самое положительное зло.

– Именно?

– Именно набиваете ей голову тряпками и разной бабьей философией. Я, по крайней мере, не вмешиваюсь в ее жизнь и предоставляю ее самой себе: природа – лучший учитель, который никогда не ошибается…

– И я так же рассуждала бы, если бы не любила вашей Луши.

– Вы? Любили? Перестаньте, царица Раиса, играть в прятки; мы оба, кажется, немного устарели для таких пустяков… Мы слишком эгоисты, чтобы любить кого-нибудь, кроме себя, или, вернее сказать, если мы и любили, так любили и в других самих же себя. Так? А вы, кроме того, еще умеете ненавидеть и мстить… Впрочем, я если уважаю вас, так уважаю именно за это милое качество.

– Благодарю. Откровенность за откровенность; бросьте этот старый хлам и лучше расскажите мне, что за человек генерал Блинов, с которым вы учились.

– Блинов… генерал Блинов… Да, Мирон Блинов. Прозоров остановился и, взглянув на Раису Павловну с своей ехидной улыбкой, проговорил:

– Так вот зачем вы пожаловали ко мне!

– Что же из этого?

– А для чего вам понадобился Блинов? Опять какая-нибудь мудреная комбинация в области политики…

– Если спрашиваю, значит мне это нужно знать, а для чего нужно – дело мое. Поняли? Бабье любопытство одолело.

– Я так спросил… Так вам, значит, нужно выправить через меня справку о Мироне Геннадьиче? Извольте… Во-первых, это очень честный человек – первая беда для вас; во-вторых, он очень умный человек – вторая беда, и, в-третьих, он, к вашему счастью, сам считает себя умным человеком. Из таких умных и честных людей можно веревки вить, хотя сноровка нужна. Впрочем, Блинов застрахован от вашей бабьей политики… Ха-ха!..

– Я не нахожу ничего смешного в том; что Мирон Геннадьич находится под сильным влиянием одной особы, которая…

– …Которая безобразна, как гороховое чучело, – подхватил Прозоров удачно подброшенную реплику, – стара, как попова собака, и умна, как дьявол.

– А вы не знаете, кто эта особа сама по себе?

– Н-нет… Кажется, из девиц легкого чтения или из кухарок, но вообще не высокого полета. Ха-ха!.. Представьте же себе такую комбинацию: Блинов – профессор университета, стяжал себе известное имя, яко политико-эконом и светлая финансовая голова, затем, как я уже сказал вам, хороший человек во всех отношениях – и вдруг этот самый генерал Блинов, со всей своей ученостью, честностью и превосходительством, сидит под башмаком какого-то урода. Я еще понимаю такую ошибку, потому что когда-то сам имел несчастье увлечься такой женщиной, как вы. Ведь и вы меня любили когда-то, царица Раиса…

– Я? Никогда!..

– Немножко?

– А вы видели эту особу, которая держит генерала под башмаком? – перебила Раиса Павловна этот откровенный вопрос.

– Издали. Про нее можно сказать словами балаганных остряков, что издали она безобразна, а чем ближе, тем хуже. Послушайте, однако, для чего вы меня исповедуете обо всем этом?

– А вы до сих пор не можете догадаться, что это секрет, – с улыбкой ответила Раиса Павловна, – а секретов вам, как известно, доверять нельзя.

– Да, да… Все разболтаю: язык мой – враг мой, – согласился Прозоров с полукомическим вздохом.

Раиса Павловна просидела в каморке Прозорова еще с полчаса, стараясь выведать у своего болтливого собеседника еще что-нибудь о таинственной особе. Прозоров в таких случаях не заставлял себя просить и принялся рассказывать такие подробности, которые даже не позаботился сколько-нибудь прикрасить для вероятности.

– Ну, вы, кажется, уж того… – заметила Раиса Павловна, поднимаясь с места.

– Убей меня бог, если вру!

Чтобы придать своим рассказам оттенок действительности, Прозоров углубился в воспоминания собственной юности, когда он еще студентом занимал вместе с Блиновым крошечную каморку в 17-й линии Васильевского острова. Славное было время, хотя Блинов был один из самых тупых студентов. Решительно не подавал никаких надежд, зубрил напропалую, вообще являлся дюжинной натурой и самой жалкой посредственностью. После их дороги разошлись, а теперь Блинов – видный ученый и превосходительная особа, тогда как Прозоров заживо тонет в водке.

– Кто же вам велит пить? – строго проговорила Раиса Павловна, стараясь не глядеть на своего собеседника.

– Кто меня заставляет? – спросил Прозоров, запуская обе руки в свои седые кудри.

– Да, вас…

– Эх, царица Раиса… Зачем вы меня спрашиваете? – застонал Прозоров. – Вы ведь очень хорошо знаете всю эту историю: душа болит у Виталия Кузьмича, вот он и пьет. Думал когда-то гору своротить, а запнулся о соломинку… Знаете, у меня на днях блеснула очень хорошая теория, которую можно назвать теорией жертв. Да, да… Всякое движение вперед и во всякой сфере требует своих жертв. Это железный закон!.. Возьмите промышленность, науку, искусство – везде казовые концы, которыми мы любуемся, выкупаются целым рядом жертв. Каждая машина, каждое усовершенствование или изобретение в области техники, каждое новое открытие требует тысяч человеческих жертв, именно в лице тех тружеников, которые остаются благодаря этим благодеяниям цивилизации без куска хлеба, которых режет и дробит какое-нибудь глупейшее колесо, которые приносят в жертву своих детей с восьми лет… То же самое творится и в области искусства и науки, где каждая новая истина, всякое художественное произведение, редкие жемчужины истинной поэзии – все это выросло и созрело благодаря существованию тысяч неудачников и непризнанных гениев. И заметьте, эти жертвы не случайность, даже не несчастие, а только простой логический вывод из математически верного закона. Вот я и сопричислил себя к лику этих неудачников и непризнанных гениев: имя нам легион… Единственное утешение, которое осталось нам на долю, когда рядом генералы Блиновы процветают и блаженствуют, – есть мысль, что если бы не было нас, не было бы и действительно замечательных людей. Да-с…

Главное, нужно приготовиться к приему Евгения Константиныча, которого вы хорошо знаете, и также знаете и то, что нужно вам делать. Майзель и Вершинин не ударят лицом в грязь, а вам только остальное. Много вам будет хлопот, Раиса Павловна, но страшен сон, да милостив бог… С своей стороны буду стараться извещать вас о всем, что здесь будет делаться. Может, Евгений Константиныч и раздумает ехать на заводы, как не мог собраться съездить туда в течение двадцати лет раньше этого. А еще скажу вам, что в зимний сезон Евгений Константиныч очень были заинтересованы одной балериной и, несмотря на все старания Прейна, до сих пор ничего не могли от нее добиться, хотя это им стоило больших тысяч».

За Родионом Антонычем был послан третий рассылка. Раиса Павловна начинала терять терпение, и у ней по лицу выступили багровые пятна. В момент, когда она совсем была готова вспылить неудержимым барским гневом, дверь в кабинет неслышно растворилась, и в нее осторожно пролез сам Родион Антоныч. Он сначала высунул в отворенную половинку дверей свою седую, обритую голову с щурившимися серыми глазками, осторожно огляделся кругом и потом уже с подавленным кряхтением ввалился всей своей упитанной тушей в кабинет.

Вы… что же это вы делаете со мной?! - с крикливыми нотками сдержанного гнева заговорила Раиса Павловна.

Я? - удивился Родион Антоныч, поправляя на себе летнее коломянковое пальто.

Да, вы… Я посылала за вами целых три раза, а вы сидите в своем курятнике и ничего на свете знать не хотите. Это бессовестно наконец!!.

Виноват, Раиса Павловна. Ведь еще десятый час на дворе.

Вот полюбуйтесь! - сунула под иос Родиону Антонычу рассерженная Раиса Павловна смятое письмо. - Вы только и знаете, что свой десятый час…

От Прохора Сазоныча-с… - в раздумье проговорил Родион Антоныч, вооружая свой мясистый нос черепаховыми очками и сначала рассматривая письмо издали.

Да читайте… тьфу!.. Точно старая баба с печи слезает…

Родион Антоныч вздохнул, далеко отодвинул письмо от глаз и медленно принялся читать его, строчка за строчкой. По его оплывшему, жирному лицу трудно было угадать впечатление, какое производило на него это чтение. Он несколько раз принимался протирать очки и снова перечитывал сомнительные места. Прочитав все до конца, Родион Антоныч еще раз осмотрел письмо со всех сторон, осторожно сложил его и задумался.

Нужно будет с Платоном Васильичем посоветоваться…

Да вы сегодня, кажется, совсем с ума спятили: я буду советоваться с Платоном Васильичем… Ха-ха!.. Для этого я вас и звала сюда!.. Если хотите знать, так Платон Васильич не увидит этого письма, как своих ушей. Неужели вы не нашли ничего глупее мне посоветовать? Что такое Платон Васильич? - дурак и больше ничего… Да говорите же наконец или убирайтесь, откуда пришли! Меня больше всего сводит с ума эта особа, которая едет с генералом Блиновым. Заметили, что слово особа подчеркнуто?

Точно так-с.

Вот меня это и бесит… Прохор Сазоныч не будет даром подчеркивать слова.

Нет, не будет… Ох, не будет! - каким-то плаксивым голосом заговорил Родион Антоныч. - И обо мне есть: «настроены против Сахарова в особенности»… Ничего не разберу!..

Если бы Лаптев ехал только с генералом Блиновым да с Прейном - это все были бы пустяки, а тут замешалась особа. Кто она? Что ей за дело до нас?

Родион Антоныч сделал кислую гримасу и только поднял кверху свои покатые, жирные плечи.

В кабинете водворилось тяжелое молчание. В саду весело заливалась безыменная птичка; набегавший ветерок гнул пушистые верхушки сиреней и акаций, врывался в окно пахучей струей и летел дальше, поднимая на пруду легкую рябь. Солнечные лучи прихотливыми узорами играли на стенах, скользя яркими искрами по золотому багету и разливаясь мягкими световыми тонами на массивных узорах обоев. С тонким жужжанием влетела в комнату какая-то зеленая мушка, покружилась над письменным столом и поползла по руке Раисы Павловны. Та вздрогнула и очнулась от своего раздумья.

Это Тетюев да Майзель механику подводят, - проговорил Родион Антоныч.

И опять глупо: этакую новость сообщил! Кто же этого не знает… ну, скажите, кто этого не знает? И Вершинину, и Майзелю, и Тетюеву, и всем давно хочется столкнуть нас с места; даже я за вас не могу поручиться в этом случае, но это - все пустяки и не в том дело. Вы мне скажите: кто эта особа, которая едет с Блиновым?

Не знаю.

Так узнайте! Ах, господи! господи! Непременно узнайте, и сегодня же!.. От этого все зависит: мы должны приготовиться. Странно, что Прохор Сазоныч не постарался разузнать о ней… Вероятно, какая-нибудь столичная выжига.

Вот что, Раиса Павловна, - заговорил Родион Антоныч, снимая очки, - ведь Блинов-то учился, кажется, с Прозоровым…

Так вот от Прозорова и можно будет узнать.

Ах, действительно… Как это мне не пришло в голову? Действительно, чего лучше! Так, так… Вы сейчас же, Родион Антоныч, сходите к Прозорову и стороной все разузнайте от него. Ведь Прозоров болтун, и от него все на свете можно узнать… Отлично!..

Нет уж, к Прозорову будет лучше вам самим сходить, Раиса Павловна… - с кислой гримасой заговорил Родион Антоныч.

Это почему?

Да так… Вы ведь знаете, что Прозоров меня ненавидит…

Ну, это вздор… Он и меня ненавидит, как ненавидит весь свет.

Все-таки вам удобнее, Раиса Павловна. Вы бываете у Прозорова, а я…

Ну, черт с вами, убирайтесь в свой курятник! - сердито оборвала Раиса Павловна, дергая сонетку. - Афанасья! Одеваться… да живее!.. Вы зайдите часика через два, Родион Антоныч!

«Ох, дрянь дело», - думал Родион Антоныч, вылезая из кабинета.

Его оплывшее лицо, блестевшее жирным загаром, теперь сморщилось в унылую улыбку, как у доктора, у которого только что умер самый надежный пациент.

Через полчаса Раиса Павловна спускалась с открытой веранды в густой и тенистый господский сад, который зеленой узорчатой прорезью драпировал берег пруда. На ней теперь было надето платье из голубого альпага, отделанное дорогими кружевами; красиво собранные рюши были схвачены под горлом бирюзовой брошью. В волосах, собранных в утреннюю прическу, удачно скрывалась чужая коса, которую носила Раиса Павловна очень давно. И в костюме, и в прическе, и в манере себя держать - везде сквозила какая-то фальшивая нота, которая придавала Раисе Павловне непривлекательный вид отжившей куртизанки. Впрочем, она это знала сама, но не стеснялась своей наружностью и даже точно нарочно щеголяла эксцентричностью костюма и своими полумужскими манерами. То, что губит в общественном мнении других женщин, для Раисы Павловны не существовало. На остроумном языке Прозорова эта особенность Раисы Павловны объяснялась тем, что «подозрение да не коснется жены Цезаря». Ведь Раиса Павловна была именно такой женой Цезаря в маленьком заводском мирке, где вся и все преклонялось пред ее авторитетом, чтобы вдоволь позлословить на ее счет за глаза. Как умная женщина, Раиса Павловна все это отлично понимала и точно наслаждалась развертывавшейся пред ней картиной человеческой подлости. Ей нравилось, что те люди, которые топтали ее в грязь, в то же время заискивали и унижались перед ней, льстили и подличали наперерыв. Это было даже пикантно и приятно щекотало расшатавшиеся нервы жены Цезаря. Чтобы пройти к Прозорову, который в качестве главного инспектора заводских школ занимал один из бесчисленных флигелей господского дома, нужно было миновать ряд широких аллей, перекрещивавшихся у центральной площадки сада, где по воскресеньям играла музыка. Сад был устроен на широкую барскую ногу. Оранжереи, теплички, клумбы цветов, аллеи и узкие дорожки красиво пестрили зеленую полосу берега. В воздухе пахучей струей разливался аромат только что распустившихся левкоев и резеды. Сирень, как невеста, стояла вся залитая напухшими, налившимися почками, готовыми развернуться с часу на час. Подстриженные щеткой акации образовали живые зеленые стены, в которых там и сям уютно прятались маленькие зеленые ниши с крошечными садовыми диванчиками и чугунными круглыми столиками. Эти ниши походили на зеленые гнездышки, куда так и тянуло отдохнуть. Вообще садовник хорошо знал свое дело и на пять тысяч, которые ему ежегодно ассигновало кукарское заводоуправление специально на поддержку сада, оранжерей и теплиц, делал все, что мог сделать хороший садовник: зимой у него отлично цвели камелии, ранней весной тюльпаны и гиацинты; огурцы и свежая земляника подавались в феврале, летом сад превращался в душистый цветник. Только несколько отдельных куп из темных елей и пихт да до десятка старых кедров красноречиво свидетельствовали о том севере, где цвели эти выхоленные сирени, акации, тополи и тысячи красивых цветов, покрывавших клумбы и грядки яркой цветистой мозаикой. Растения были слабостью Раисы Павловны, и она каждый день по нескольку часов проводила в саду или лежала на своей веранде, откуда открывался широкий вид на весь сад, на заводский пруд, на деревянную раму окружавших его построек и на далекие окрестности.

Транскрипт

1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Региональные проверочные работы (РПР) РАБОТА УЧАЩЕГОСЯ 8 КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант 1 ИМЯ, ФАМИЛИЯ УЧАЩЕГОСЯ КЛАСС, ЛИТЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАЙОН, ГОРОД ДАТА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

2 8 КЛАСС РУССКИЙ ЯЗЫК Вариант 1 Инструкция по выполнению работы Эта инструкция поможет Вам правильно организовать своё время и успешно выполнить работу. На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа состоит из 20 заданий. Ответы к этим заданиям Вы должны сформулировать самостоятельно. Внимательно читайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Ответы записывайте в БЛАНК ОТВЕТА; старайтесь не допускать исправлений, поскольку это приводит к снижению баллов на 1 и более. Бланк подпишите под руководством учителя. Ответ оформляйте согласно требованиям задания. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Желаем успеха! Часть 1 Прочитайте текст и выполните задания 1 5. (1)В воздухе пахучей струёй разливался аромат недавно распустившихся левкоев, резеды. (2)Сирень стояла вся с тяжело напухшими почками. (3)Подстриженные щёткой акации образовали живые зелёные стены, и в них уютно прятались крошечные садовые диванчики и чугунные круглые столики. (4)В этих нишах, напоминающих зелёные гнёздышки, хотелось отдохнуть. (5) Вообще, садовник хорошо знал своё дело. (6)Зимой у него расцветали камелии, ранней весной радовали глаз тюльпаны и гиацинты. (7)Огурцы и свежая земляника подавались в феврале, летом сад превращался в душистый цветник. (8)... несколько тёмных елей, пихт да старых кедров красноречиво свидетельствовали о том, что эти выхоленные сирени, акации, тополи и тысячи красивых цветов, покрывавших клумбы и грядки цветистой мозаикой, выращены на севере. (По Д. Мамину-Сибиряку)

3 Укажите, какое языковое средство используется для связи предложения 6 с предыдущим: лексический повтор синоним антоним личное местоимение указательное местоимение наречие частица вводное слово Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в восьмом (8) предложении текста. Всего Поэтому Только Да Тогда Из восьмого (8) предложения выпишите грамматические основы. Укажите номера предложений, в которых причастный оборот НЕ ЯВЛЯЕТСЯ обособленным членом предложения. Укажите, какой частью речи является слово ВЫРАЩЕНЫ из восьмого (8) предложения текста. Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания (1)Говядина это мясо коровы или быка как пища. (2)Рядом со словом говядина существует однокоренное прилагательное говяжий «из говядины». (3)Это дает нам возможность выделить в существительном говядина (кроме окончания -а) корень говяд- и суффикс ин. (4)Суффикс ин- в слове говядина тот же, что в существительных баранина, конина, осетрина, лососина, образованных от слов баран, конь, осетр, лосось. (5) Однако исходное слово говядо, от которого было образовано при помощи суффикса ин- существительное говядина, с течением времени в русском языке было утрачено. (6)Это слово общеславянское и значило оно «крупный рогатый скот». (7)А появилось оно как суффиксальное производное от корня гов-, родственного латышскому guovs «крупный рогатый скот», армянскому kov «корова», нем.kuh «корова». (8)Таким образом, анализируя историю слова говядина, мы наблюдаем счастливое совпадение его современного значения, которое мы находим в словарях («мясо коровы или быка как пища»), с его этимологическим, исконным значением.

4 Задание 6. Какова цель автора данного текста? Запишите свой ответ одним-двумя предложениями. Задание 7. Укажите номера предложений, в которых говорится о различной судьбе слов баран, конь, осетр, лосось, с одной стороны, и слова говядо с другой. Задание 8. Какие виды разбора (анализа), представленные в тексте по отношению к слову говядина, позволили установить его этимологический корень гов? Задание 9. Укажите два варианта ответов, в которых содержится правильное объяснение написания -Н- и -НН- в словах текста. 1)ОБРАЗОВАННЫХ (предложение4) -НН- пишется потому, что это отглагольное производное с суффиксом -НН-; 2)ОБРАЗОВАНО (предложение5) -Н- пишется потому, что это краткое прилагательное; 3)ОДНОКОРЕННОЕ (предложение 2) -НН- пишется потому, что в прилагательном одна Н относится к корню (корень), а другая к суффиксу; 4)УТРАЧЕНО (предложение5) прилагательное; -Н- пишется потому, что это краткое 5)РОДСТВЕННОГО (предложение 7) -НН- пишется потому, что это слово образовалось от существительного родственник, в котором уже есть НН-. Задание 10. Из предложений 1-4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. Задание 11. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. Задание 12. В каком ряду при написании обоих слов следует руководствоваться правилом «Правописание безударных личных окончаний и суффиксов причастий зависит от спряжения»? Выпишите этот ряд, дополнив своим примером. Существует, образовано Находим, существующих Дает, утрачено Образованных, появилось

5 Задание 13.Укажите два варианта ответов, в которых содержится правильное объяснение слитного написания НЕ в следующих словах текста. 1) НЕПРОИЗВОДНОЕ (предложение 5) ПРИЧАСТИЕ, слитно, потому что есть приставка; 2) НЕПРОИЗВОДНОЕ (предложение 5) прилагательное, слитно, можно заменить синонимом простое; 3) НИЧЕМ (предложение 4) местоимение, слитно, потому что на НИ не падает ударение; 4) НИЧЕМ (предложение 4) местоимение, слитно, потому что не разделяется предлогом; 5) НЕПРОИЗВОДНОЕ (предложение 5) причастие, слитно, потому что нет зависимых слов. Задание 14. Какие причастия и деепричастия образованы от глагола НАХОДИТЬ неверно? Укажите номера ответов. 1) находив 2) находивший 3) находящий 4) найденный 5) находя Задание 15. Ученики писали изложение по данному тексту. Содержание предложения 3 они передали по-разному. Укажите номер (-а) предложения (предложений), в котором(-ых) не допущена грамматическая ошибка. 1) Расчленяя слово на морфемы, выделяется корень и суффикс. 2) В слове, расчленяемом на морфемы, выделяются корень и суффикс. 3) В результате морфемного анализа выделяем корень и суффикс. 4) В расчлененном слове на морфемы выделяем корень и суффикс. Задание 16. Какое из выделенных слов является эпитетом? Выпишите этот эпитет. ИСХОДНОЕ слово (предложение 5) СЧАСТЛИВОЕ совпадение (предложение 8) СОВРЕМЕННОЕ значение (предложение 8) СУЩЕСТВУЮЩИЕ словари (предложение 8) ИСКОННОЕ значение (предложение 8)

6 Задание 17. Из предложений 5-7 выпишите слово с лексическим значением «лишиться кого-чего-нибудь, потерять кого-что-нибудь». Задание 18. В предложении 7 есть слово ПРОИЗВОДНОЕ. Назовите антоним к нему. Задание 19. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) на границе причастного (-ых) оборота (-ов). Суффикс ин- в слове говядина ничем не отличается от суффикса в существительных баранина,(1) конина,(2) осетрина,(3) лососина,(4) образованных от слов баран,(5) конь,(6) осетр,(7) лосось и давно живущих в нашем языке. (8) Задание 20. Среди предложений 7-8 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

7 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Региональные проверочные работы (РПР) РАБОТА УЧАЩЕГОСЯ 8 КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант 2 ИМЯ, ФАМИЛИЯ УЧАЩЕГОСЯ КЛАСС, ЛИТЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАЙОН, ГОРОД ДАТА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

8 8 КЛАСС РУССКИЙ ЯЗЫК ВАРИАНТ 2 Инструкция по выполнению работы Эта инструкция поможет Вам правильно организовать своё время и успешно выполнить работу. На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа состоит из 20 заданий. Ответы к этим заданиям Вы должны сформулировать самостоятельно. Внимательно читайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Ответы записывайте в БЛАНК ОТВЕТА; старайтесь не допускать исправлений, поскольку это приводит к снижению баллов на 1 и более. Бланк подпишите под руководством учителя. Ответ оформляйте согласно требованиям задания. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Желаем успеха! Часть 1 Прочитайте текст и выполните задания 1 5. (1)С этих почти незаметных движений начинает свой бег Волга самая большая река Европы, главная водная улица России.(2)Надо только терпеливо подождать, и увидишь: вода вдруг всколыхнётся еле заметной рябью. (3)Это бьётся сердце Волги! (4) Ты стоишь на берегу у истоков Волги. (5)Она вместила на своих берегах сотни городов и городков, бессчётное количество сел и деревень, миллионы и миллионы людей. (6)Вот под этим застенчивым небом катит она свои воды из года в год, из века в век, переплетая свою судьбу с судьбой государства Российского, с судьбой его народов. (7)Крохотной Волгой-девочкой начинает свой путь река, а кончает Волгой-матушкой, Волгой-труженицей (По Н. Елисееву)

9 Обозначьте последовательность предложений в первом абзаце так, чтобы текст стал связным. Выпишите из текста изобразительно-выразительные средства (не менее 3-х), которые помогают передать авторское восприятие изображаемого; обозначьте их соответствующими терминами. Из шестого (6) предложения выпишите грамматическую основу. На месте пропуска вставьте слово, дополнив синтаксическую характеристику шестого (6) предложения текста: Шестое предложение текста простое, двусоставное, осложнено. Определите, какой частью речи является слово СОТНИ (из пятого (5) предложения), и укажите его начальную форму. Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания (1)Выражение зри в корень возникло как наивный афоризм Козьмы Пруткова, смешного и милого поэта, талантливо придуманного Алексеем Константиновичем Толстым и братьями Жемчужниковыми. (2)Это высказывание верно в своем общепринятом обобщеннометафорическом, сугубо фразеологическом значении «вникай в самую суть какого-либо явления, обращай внимание на самое главное». (3)Но оно верно и в другом, узко лингвистическом значении «смотри в корень слова». (4)В самом деле, ведь при анализе слова нельзя определить ни его родственников, ни его морфемного состава, ни способов словообразования, если мы не рассмотрим его самой главной, наиболее важной части, то есть если мы не опознаем содержащегося в нем корня. (5)Слова, по меткому определению французского языковеда А.Вайяна, это не только корни, но и зеленые побеги. (6)Несомненно все же, что корень в слове его самая необходимая принадлежность. (7)Слов без корня не бывает. (8)Отыскивая корень, мы касаемся самых глубинных и не подверженных переменам признаков слова. (По Н.М.Шанскому) Задание 6. Какова цель автора данного текста? Запишите свой ответ однимдвумя предложениями. Задание 7. Укажите номер предложения, в котором объясняется, какие сведения о слове мы можем получить, обратившись к его корню. Задание 8. Напишите номер(-а) предложения (предложений), в котором (-ых) упоминается об авторе (-ах) афоризма (-ов).

10 Задание 9. Укажите два варианта ответов, в которых содержится правильное объяснение написания -Н- и -НН- в словах текста: 1) ПРИДУМАННЫЙ (предложение 1) причастие; НН пишется в суффиксе -АНН-; 2) РОДСТВЕННИК (предложение 4) существительное; сохраняется столько Н, сколько в производящем слове родственный; 3) НЕСОМНЕННО (предложение 6) наречие; суффикс -ЕНН- ; 4) ГЛУБИННЫЙ (предложение 8) прилагательное; основа слова глубина, от которого образовалось прилагательное, оканчивается на Н, к ней добавляется суффикс Н; 5) РОДСТВЕННИК (предложение 4) существительное; соединяются суффикс ЕН и суффикс НИК- Задание 10. Из предложения 5-8 выпишите слово с чередующейся безударной гласной корня. Задание 11. Из предложений (3) (4) выпишите слово(-а), в котором (-ых) правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. Задание 12. В каком ряду при написании обоих слов следует руководствоваться правилом «Правописание безударных личных окончаний и суффиксов причастий зависит от спряжения»? Выпишите этот ряд, дополнив своим примером. придуманного, касаемся содержащегося, является опознали, знаем отыскивая, бывает Задание 13. Укажите два варианта ответов, в которых содержится правильное объяснение слитного написания НЕ в словах текста. 1) НЕСОМНЕННО (предложение 6) прилагательное; без НЕ не употребляется; 2) НЕСОМНЕННО (предложение 6) наречие; есть синоним без НЕ, например безусловно; 3) НЕОБХОДИМАЯ(предложение 6) причастие; без НЕ не употребляется; 4) НЕОБХОДИМАЯ (предложение 6) причастие, нет зависимых слов; 5) НЕОБХОДИМАЯ (предложение 6) прилагательное, без НЕ не употребляется.

11 Задание 14. Какие причастия и деепричастия образованы от глагола ВНИКАТЬ неверно? Укажите номера ответов. 1) вникающий; 2) вникавший; 3) вникая; 4) вникнув; 5) вникнувший. Задание 15. Ученики писали изложение по данному тексту. Содержание 8 предложения они передали по-разному. Укажите номер (-а) предложения (предложений), в котором(-ых) не допущена грамматическая ошибка. 1) Отыскивая корень, самые глубинные признаки слова сохраняются. 2) Отыскивая корень, мы касаемся глубинных признаков слова, не подверженных переменам. 3) Мы касаемся самых не подверженных признаков слова переменам. 4) Мы, отыскивая корень, касаемся глубинных признаков слова, не подверженных переменам. Задание 16. Какое из выделенных слов является эпитетом? Выпишите этот эпитет. НАИВНЫЙ афоризм (предложение 1); ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЕ значение (предложение 2); ВАЖНАЯ часть (предложение 3); МОРФЕМНОГО состава (предложение 4); НЕОБХОДИМАЯ принадлежность (предложение 6). Задание 17. Из предложений 5-6 выпишите слово с лексическим значением «молодая ветка, стебель растения с листьями». Задание 18. Из предложений 1-2 выпишите синоним к глаголам НАЧАТЬСЯ, ЗАРОДИТЬСЯ. Задание 19. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) на границе причастного (-ых) оборота (-ов). Выражение зри в корень возникло как наивный афоризм Козьмы Пруткова,(1) смешного и милого поэта,(2) талантливо придуманного Алексеем Константиновичем Толстым и братьями Жемчужниковыми.(3)

12 Задание 20. Среди предложений 6-8 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

  • GENERAL INDEX VOL SALES TAX JOURNAL INDEX April to March Volume No. 52 -: Editors:- Shri N. N. Patel - Shri P. K. So

1 Русский язык. 8 класс 2 Прочитайте текст и выполните 1 5. Вариант 1 Инструкция по выполнению работы Эта инструкция поможет Вам правильно организовать своѐ время и успешно выполнить работу. На выполнение

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2 г.катав-ивановска» Катав-Ивановского муниципального района Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной

1. Прочитайте тексты, сравните их. 2. Устно объясните, в чём состоит сходство и различие текстов. Волга река в Европейской части России. Небольшая часть дельты Волги, вне основного русла реки, находится

Материал для зачета по русскому языку. 5-7 классы. ВОПРОСЫ 5 класс 1. Имя существительное (определение) 2. Имя прилагательное (определение) 3. Глагол (определение) 4. Как определить спряжение глагола 5.

Тическое планирование дистанционного курса русского языка для 10 класса Специализированного учебно-научного центра НГУ (всего 68 часов) Тема Роль языка в обществе 1 Русский язык в современном мире I. Модуль

Требования по русскому языку разработаны для абитуриентов ВИЭСУ 2016 года, имеющих право сдавать вступительные экзамены по русскому языку на базе ВПО (бакалавриат) в форме, письменного тестирования. Требования

Требования по русскому языку разработаны для абитуриентов ВИЭСУ 2016 года, поступающих на бакалавриат на базе среднего общего образования. Требования составлены на основе федерального государственного

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 1 2 3 4 Раздел 1. 10 ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ ЯЗЫКА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 ЧЕТВЕРТЬ 5 класс 1. Что вам известно об однородных членах предложения? 2. В каких случаях между однородными членами предложения ставится запятая, а в каких нет?

П/п Наименование оборудования Кол-во 1 Опорные схемы 59 1.Сложноподчинённые предложения. 2.Фонетика. 3.Сложносочинённые предложения. 4.Лексика. 5.Сложное предложение. 6.Члены предложения. 7.Синонимы, антонимы,

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Преподавателя Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища 18 Московской области На 2013 2015

Русский язык. 7 класс Русский язык. 7 класс СПЕЦИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО

2 необходимо сформулировать ответ и оформить его в виде слова (словосочетания), цифры или сочетания букв и цифр. 6. Количество заданий в одном варианте теста 40. Часть А 30 заданий. Часть В 10 заданий.

Русский язык. Учебник: Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 2007. Учащиеся

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 10 КЛАСС 105 ч п\п Сроки Название темы план факт О РУССКОМ ЯЗЫКЕ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ 5ч (3ч Р.р) 1 03.09 03.09 Роль языка в обществе 2

УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ 1 И. А. Фомина Образовательный минимум 1 триместр Уч. год 2016-2017 Причастие - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию и отвечает на вопросы

Программа по русскому языку и развитию речи 8-ой класс (дети 13-14 лет) 1 Грамматика и правописание Кол-во часов Требования к знаниям и умениям Глагол Глаголы 1 и 2 спряжения. Правописание безударных личных

Школа класс 8 2 вариант 1. Прочитайте текст. Напишите номера предложений, в которых подчёркнутые словосочетания являются именными (главное слово выражено именем существительным, прилагательным, числительным

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа предназначена для поступающих по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата,

Утверждено на заседании экзаменационной комиссии по русскому языку «11» ноября 2015 г. Программа вступительного испытания, проводимого Академией самостоятельно по русскому языку I. Общие сведения о языке

Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования, утверждѐнной приказом директора МБОУ СОШ 5 от 01.06.2016 203 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет: Русский язык Класс: 10 Количество часов

Пояснительная записка Факультативный курс рассчитан на 68 часов и предназначен для учащихся 0 классов при подготовке к ЕГЭ. Главная задача курса формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций:

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе Количество часов на год - 204, в неделю - 6 часов. Планирование составлено на основе программы по русскому языку к учебникам 5-9 класса/

013 г. 5 8 7 9 10 11 1 Наименование разделов и тем Раздел 3 Фонетика, орфоэпия, графика, орфография Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,

Демонстрационный материал 2016 г Контрольная работа по русскому языку 8 класс Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по русскому языку дается 40 минут. Работа включает 16. Читайте задания

Анализ результатов краевой диагностической работы 1 по русскому языку для учащихся 10 классов (11 вечерних классов) ОО Краснодарского края 1. Общая характеристика заданий и статистика результатов 19 декабря

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе УМК Е.А. Быстровой (136 часов) Наименование раздела программы Тема урока Кол-во часов план факт план факт Дата Тип урока Основное содержание

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

Общие сведения о языке Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Русский литературный язык и его стили. Фонетика, графика и орфография Звуки речи: гласные и согласные звуки.

Спецификация промежуточной аттестации по русскому языку для обучающихся 7 классов 1. Назначение промежуточной аттестации Промежуточная аттестация проводится с целью определения уровня освоения обучающимися

Анализ результатов краевой диагностической работы 1 по русскому языку для учащихся 11 классов (12 вечерних классов) ОО Краснодарского края 1. Общая характеристика заданий и статистика результатов 19 декабря

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Побединская средняя общеобразовательная школа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА русскому языку 7 по в классе (название предмета) (класс, параллель) на 2016-2017

2. Смысловой анализ текста. От ученика требуется знание следующих тем: «Текст как речевое произведение», «Смысловая и композиционная целостность текста», «Анализ текста». 1. Внимательно и вдумчиво прочитайте

Экзаменационная работа для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008 года (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Район Город (населенный пункт)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ 4 Рассмотрено на педагогическом совете Протокол 1 от 31.08. 2017 г. Приказ 162 от

Диагностическая работа в формате ГИА (ОГЭ) Вариант 2 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по

Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа вступительного испытания по русскому

28 августа 2017 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 7 Москва 2017 год Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ по учебной дисциплине ОУД. 01 Русский язык и литература: русский язык Группа 13- Т (очно-заочное отделение) Преподаватель: Пупаева С.А. Количество часов на период

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 10 класса на 2016/2017 учебный год Составитель: Петренко Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы Севастополь 2016 год 1 Рабочая программа

Приложение 3.1. к образовательной программе основного общего образования Рабочая программа по русскому языку 7 класс базовый уровень на 2016-2017 учебный год Разработана: МО учителей русского языка и литературы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для 10 класса 2018 2019 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 10 класса. Программа построена в соответствии с требованиями

Планируемые результаты освоения учебного предмета Обучающийся научится: Речь и речевое общение использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога)

Методические материалы по подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку Подготовила: Борщева Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Чехломеевская ОШ» 2. Смысловой анализ текста. От ученика

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс 34 часа (1 час в неделю) Объем контрольного диктанта 180 слов Объем словарного диктанта 40-45 слов Дата урока 1. Слово о русском языке (вступительная

Программа для общеобразовательных учреждений русский язык 5- классы. Авторы: С.И.Львова «Мнемозина», 2009г. Учебник: Русский язык: 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. С.И. Львова,

Теоретический минимум по русскому языку за 1 четверть 5 класс 1. Какие стили речи вам известны? 2. Что называется орфограммой? 3. Назовите 2 способа проверки правильности написания безударных гласных в

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» УТВЕРЖДАЮ

МОСКОВСКИЙ ЦЕНТР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Результаты независимой оценки качества образования Дата: 16.05.2012 Предмет: МАТЕМАТИКА (НШ) Округ: Северо-Восточный ОУ: Лотос Класс: 4А Фамилия, имя уч. Вариант 1

Составила Фаизова Д.А., учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (КАРТОЧКИ) - это пособие с частью информации, заданий, вопросов, она содержит основные

2 I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Фонетика. Орфоэпия Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Правописание безударных гласных. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Особенность

Русский язык. 10 класс. Содержание (темы) Кол. час. Сроки (месяцы) Элементы содержания Общие сведения о языке 7 1 Русский язык в современном мире. 1 Сентябрь Функции русского языка. Русский язык в современном

Кодификатор элементов содержания, русский язык, 10-11 классы Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых при выполнении итоговой контрольной работы по русскому языку в 10-11 классах, составлен

Спецификация работы для регионального экзамена по русскому языку в 7 классе 1. Назначение тестовой работы Назначение экзаменационной работы выявить и оценить степень соответствия подготовки обучающихся

В учебнике даны необходимые теоретические сведения по основным разделам курса русского языка; приведены упражнения для закрепления полученных знаний и выработки умения анализировать языковой материал,

Анализ пробного ЕГЭ по русскому языку 2016 год. В экзаменационном участие 8 обучающихся. тестировании по русскому языку принимали Средний первичный балл по предмету в школе 29 баллов. Самый высокий балл

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тюмень

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ» (АНО ВО «ИЭУ») СОГЛАСОВАНО Решение Ученого Совета Протокол 27/02 от «27» февраля 2017 г. ПРОГРАММА вступительных

რუსული ენის საგამოცდო პროგრამა დაწყებითი, საბაზო და საშუალო საფეხური შესავალი საგამოცდო პროგრამა ეყრდნობა საქართველოს განათლებისა და მეცნიერების სამინისტროს მიერ 2008 წლის 21 ნოემბერს დამტკიცებულ `მასწავლებლის

Программа вступительных экзаменов по русскому языку 1 Правописание безударных гласных в корне. Проверяемые безударные гласные в корне. Непроверяемые безударные гласные в корне. Чередующиеся гласные в корне.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 1413» (ГБОУ Школа 1413) 127543, Москва, ул. Белозерская, д. 15 Телефон (факс): (499)

Программа общеобразовательного вступительного испытания, проводимого КубГУ самостоятельно, по русскому языку Система языка Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический разбор.

Фонетика Звук как единица языка. Правила произношения. Гласные и согласные звуки. Классификация гласных и согласных звуков. Соотношение звуков и букв. Обозначение звуков на письме. Слог. Ударение и ритмика.

Тема а Колво часов Тип а 1 Язык и общество 1 Урок усвоения 2 «Язык каждого народа создан самим народом» Русский язык 10 класс Требования к уровню подготовки Раздел 1. Общие сведения о языке (7 часов) Понимать

Задания устного экзамена

Прочитайте тексты, сравните их.

2. Устно объясните, в чём состоит сходство и различие текстов.

Волга – река в Европейской части России. Небольшая часть дельты Волги, вне основного русла реки, находится на территории Казахстана. Волга является одной из крупнейших рек на Земле и самой длинной в Европе. Длина реки составляет 3530 км, площадь её водосборного бассейна –1360 тыс. км. Несмотря на значительную длину, она спускается лишь на 256 метров, что делает её удобной для судоходства. На Волге расположены четыре города-миллионера (от истока к устью): Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград. Экономическая роль Волги значительна благодаря созданию ряда крупных водохранилищ и гидроэлектростанций. …Здесь находится Волгина колыбель. Надо только терпеливо подождать, и увидишь: вода вдруг всколыхнётся еле заметной рябью. Это бьётся сердце Волги! С этих почти незаметных движений начинает свой бег Волга – самая большая река Европы, главная улица России. Отсюда, от берёзовой белизны, берёт начало река, вместившая на своих берегах сотни городов и городков, бессчётное количество сел и деревень, миллионы и миллионы людей. Вот под этим застенчивым небом начинается река, из года в год, из века в век переплетающая свою судьбу с судьбой государства Российского, с судьбой его народов. Крохотной Волгой-девочкой начинает свой путь река, а кончает Волгой-матушкой, Волгой-труженицей...

Укажите, к какому типу речи относится данный текст.

(1) Благодаря комнатному воспитанию мы с братом росли бледненькими и слабенькими господскими детками. (2) Мы отличались послушанием и боялись всего, что выходило за пределы нашего дома. (3) Но у нас сразу появилась полная свобода, когда мы начали ходить в школу. (4) Мы стали излишне смелы, что выражалось в школьных драках и шалостях. (5) Этот боевой период раннего детства совпадает с воспоминанием о первом друге. (6) Его звали Костей, он был сыном заводского служащего. (7) Костя никогда не сердился, всегда был весел и улыбчив. (8) Моего друга давно нет, но я всегда помню его как близкого человека, которого не можешь отделить от самого себя. (9) С ним вместе я начал самостоятельную жизнь, которая смогла перерасти пределы детской комнаты, захватить всё родное селение и потом увести на зелёный простор родных гор. (По Д. Мамину-Сибиряку)

Из указанных предложений выпишите грамматические основы. (Знаки препинания в предложениях текста не расставлены)

(1) В воздухе пахучей струёй разливался аромат недавно распустившихся левкоев резеды. (2) Сирень, как невеста, стояла вся с напухшими почками. (3) Подстриженные щёткой акации образовали живые зелёные стены, и в них уютно прятались крошечные садовые диванчики и чугунные круглые столики. (4) В этих нишах, напоминающих зелёные гнёздышки, хотелось отдохнуть. (5) Вообще садовник хорошо знал своё дело. (6) Зимой у него расцветали камелии, ранней весной радовали глаз тюльпаны и гиацинты. (7) Огурцы и свежая земляника подавались в феврале, летом сад превращался в душистый цветник. (8) Только несколько тёмных елей, пихт да старых кедров красноречиво свидетельствовали о том, что эти выхоленные сирени, акации, тополи и тысячи красивых цветов, покрывавших клумбы и грядки цветистой мозаикой, выращены на севере. (По Д. Мамину-Сибиряку)

1-е предложение: ________________________________________________

3-е предложение: ________________________________________________

_______________________________________________________________

5-е предложение: ________________________________________________

_______________________________________________________________

7-е предложение: ________________________________________________

_______________________________________________________________

Укажите, какие из перечисленных слов являются синонимами к слову выхоленный (предложение 8). (Знаки препинания в предложениях текста не расставлены)

(1) В воздухе пахучей струёй разливался аромат недавно распустившихся левкоев резеды. (2) Сирень, как невеста, стояла вся с напухшими почками. (3) Подстриженные щёткой акации образовали живые зелёные стены, и в них уютно прятались крошечные садовые диванчики и чугунные круглые столики. (4) В этих нишах, напоминающих зелёные гнёздышки, хотелось отдохнуть. (5) Вообще садовник хорошо знал своё дело. (6) Зимой у него расцветали камелии, ранней весной радовали глаз тюльпаны и гиацинты. (7) Огурцы и свежая земляника подавались в феврале, летом сад превращался в душистый цветник. (8) Только несколько тёмных елей, пихт да старых кедров красноречиво свидетельствовали о том, что эти выхоленные сирени, акации, тополи и тысячи красивых цветов, покрывавших клумбы и цветистой мозаикой, выращены на севере. (По Д. Мамину-Сибиряку)

Просмотров