Наказания в японских школах. Строгие правила японской школы. Жизнь без наказаний прекрасна и светла

Опоздание на уроки наказуемо

Это характерно для японских школ. В школе надо быть точно в 8.30! Тот, кто опоздал пять раз, обязан будет заниматься уборкой школы и в течение недели каждый день приходить намного раньше в школу.

Уборка школы - дело рук самих школьников

В японских школах нет техработниц. Учащиеся сами убирают школьные помещения: классы, где они учатся, коридоры, бассейны.

Прием пищи в классных комнатах

Ученики кушают в тех же помещениях, где они учатся. Обслуживают они сами себя. Выбрасывать еду не разрешается, все должно быть съедено!

Уроки плавания очень важны

Уроки плавания входят в учебный план. Во многих школах есть свои бассейны. Если ученик не научился плавать во время учебного года, то он обязан посещать уроки плавания летом, во время каникул.

Использование мобильных телефонов в школах строго запрещено

Ученики могут начать пользоваться своими мобильниками только после окончания уроков.

Ученики могут даже во время летних каникул по своему желанию посещать школу, чтобы принимать участие в каких-либо мероприятиях.

Всем ученикам до 18 лет быть вне дома разрешается только до 22.00

В разных городах к этому правилу относятся по-разному. Но в основном оно соблюдается. Так, в таких больших городах как Токио и Иокогама, ученикам запрещено после 22.00 посещать кинотеатры или ходить в гости.

Строгие требования к внешнему виду

Ученикам не разрешается делать макияж, носить цветные линзы, красить волосы и ногти, а также выщипывать брови. Это характерно для многих японских школ.

Уважительное отношение к старшим

Ожидается, что ученики будут кланяться учителям в начале урока и по его окончанию.

Требования к прическам мальчиков и девочек

Запрещено красить волосы, носить повязки разного вида на голове. Юношам запрещено иметь усы и бороды, они должны быть всегда хорошо выбриты.

Нельзя вносить изменения в школьную форму

Ученики должны носить такую школьную форму, как это предписано школой. Никакие изменения в ней или украшения не допускаются.

Замена учителей отсутствует или делается очень редко

В японских школах нет такого понятия как замена учителей. Если учитель заболел или отсутствует по какой-то другой уважительной причине, то его никто из коллег не заменяет. Ученики должны сидеть в классе и самостоятельно выполнять задания, которые им будут даны. Иногда в класс может зайти другой учитель, чтобы проконтролировать положение дел.

Пестрота в верхней одежде не допускается

Куртки и свитера должны быть темными: темно-синего, черного или серого цвета. Ювелирные изделия также запрещены.

О японской девочке, которую руководство школы заставляло красить каштановые от природы волосы в чёрный цвет. А тут мне на глаза попался разворот в журнале с причудливыми правилами старших школ (高等学校, 10-12 классы при переводе на российские мерки) по всей Японии. Итак, на что хватило фантазии руководителей учебных заведений (все примеры из разных школ).


  • Если у ученика обнаружили дырочку на носке, заставляют купить не менее 5 пар новых носков;

  • Запрещено приходить в школу с рюкзаком. Если поймали с рюкзаком - «неположенная» сумка изымается и уничтожается, ученику выдаётся бумажный пакет для складывания вещей;

  • Если старшеклассник ест что-то сладкое, а мимо проходит учитель - ученик обязан предложить кусочек учителю;


Много правил, касающихся волос и причёсок.


  • В начале учебного года замеряют линейкой длину чёлки и записывают в таблицу. А потом в течение года сверяют длину для каждого ученика, и ни в коем случае нельзя иметь чёлку длиннее ранее установленного;

  • Запрещаются удлинённые пряди волос по бокам лица. Нарушительниц заставляют мыть полы тряпкой. У кого пряди выстрижены - закалывать невидимками;

  • А в другой школе заколки-невидимки разрешены, только если девочка их зарегистрировала у руководства. После регистрации обязательно каждый день приходить в школу именно с этим количеством невидимок;

  • На школьные праздники и фестивали запрещены слишком вычурные причёски (а они довольно популярны среди контингента «а с какого ты раёна»). Кого поймали - отправляют в душ смывать лак с волос;

Для примера - фотография реальных старшеклассниц с выпускного.

  • Девочкам запрещается выщипывать брови;

  • Нельзя, чтобы из-под рукава форменного пиджака виднелись манжеты рубашки. Детям покупают форму слегка на вырост (но я всё равно плохо себе представляю, как обеспечить выполнение этого правила в действии);

  • Девочкам в школе запрещено не то, что встречаться с мальчиками, а просто идти рядом (не за ручку! рядом! ) по школьному коридору. Нарушительниц строго допрашивает учитель;

  • Запрещается идти по улице (вне школы! ) с мужчины, кроме своего отца. Были прецеденты скандалов, когда девочка шла по улице с братом (это совсем, совсем за гранью моего понимания );

  • В школе запрещено пользоваться мобильным телефоном по любому поводу и в любом виде. Нарушителям - персональная лекция директора школы по этике;

  • Запрещается использовать модные словечки и сленг на территории школы;

  • В школе запрещено бегать по коридору, даже если опаздываешь - довольно обычное явление, забота о безопасности, чтобы школьники не расшиблись. А в одной из школ пойманным бегунам учитель кричит: «Стоп 10!» Ученик должен немедленно застыть на месте в той позе, какой пришлось, и ждать, пока учитель досчитает до 10;

  • Во время утреннего звонка на занятия положено прекратить все, чем бы ты ни занимался, и начать медитацию;

  • За мелкие нарушения дисциплины в качестве наказания старшеклассников заставляют переписывать буддийские сутры;

  • Классная доска обязана быть отмыта до такого состояния, чтобы к ней можно было прижаться щекой (честно говоря, с трудом себе представляю, сколько времени и тряпок на это уходит );

  • Ученикам запрещается посещать заведения фаст-фуда, за исключением еды с собой, на вынос (на случай, если родители попросили купить, например);

  • Запрещается подрабатывать после школы. Два исключения - это работа на новогодних каникулах в синтоистском храме и на почте с поздравительными открытками;

  • И последнее, немного трогательное. В школе нет униформы и носить можно всё, что угодно, кроме одного-единственного исключения. Запрещается приходить в школу в национальной обуви гэта. Это такие деревянные сандалии-скамеечки, распространённая обувь до 1930-х гг., фото с Википедии.


Поскольку гэта сильно стучали при ходьбе по мостовой, жители соседних со школами домов в начале ХХ века жаловались, что утренний поход цокающих школьников сильно бьёт по ушам. Поэтому многие школы запретили приходить в гэта (альтернативой были мягкие соломенные сандалии дзори или европейская обувь). Сейчас гэта носят вместе с кимоно только по праздникам, а правила в старых школах так и остались.

Следует признать, что какие-то подвижки в странных правилах японских школ всё-таки намечаются. В Осаке, например, после весенних скандалов многие школы пересмотрели правила внешнего вида учащихся впервые за 80-90 лет, где-то убрали запреты на гэта и завивку плойкой для мальчиков, во многих школах переформулировали запреты на каштановые волосы и кудри на «перекрашенные волосы» и «созданные по собственной воле кудри». А где-то, наоборот, правила ужесточили, внеся в список запретов цветные контактные линзы и накладные ресницы.

Тацухиро Мацуда 28 лет проработал в японской школе в должности помощника директора по учебной части. Помимо огромного количества вопросов организации учебного процесса ему приходилось решать непростые конфликтные ситуации между учениками, учителями и родителями, проблемы обучения молодых коллег, размышлять над поистине философскими вопросами воспитания. Тацухиро Мацуда рассказывает о традиционно высоких нравственных стандартах японского общества.

«В Бразилии в Натале на Кубке мира продолжается жаркий бой. Но СМИ всего мира показали один не совсем спортивный сюжет из Бразилии: синий пластиковый пакет для мусора, привезенный из Японии. После поражения Японии в матче с Кот-д"Ивуар японские болельщики начали убирать с опустевших трибун мусор в свои мусорные пакеты.

Эти действия болельщиков – признак заботливости. Такое не часто увидишь в Бразилии, поэтому отклик был очень широким и один из репортеров национальной газеты написал, что приветствует этих людей и гордится ими. Бразильский телеканал Globo написал о болельщиках: «Они не были довольны результатами, но, несмотря на это, собрали мусор, и показали высоту культурного стандарта и образования. Они проиграли, но получили высокий балл в вежливости». Электронная газета Forya де Сан-Паулу провела опрос, 100 млн. читателей откликнулись и дали действиям болельщиков оценку «образцовый гражданин».

Для японцев в этом нет ничего удивительного, такое поведение свойственно им, потому что со школы они привыкают считать такие действия обыденными. Это означает, что болельщики действовали по принципу «сделать красивее, лучше, чем было» по принципу нравственного воспитания, которое является ядром школьного образования Японии.

Система образования в Японии осуществляется с 3-х до 22-летнего возраста. Все начинается с детского сада, потом идет начальная, средняя, старшая школа, колледж и университет. В процессе образования нравственное воспитание отделено от академического и призвано научить делать так, чтобы жизнь стала лучше.

Дети учатся быть самостоятельной личностью через основы дисциплины, они учатся быть хозяевами своих действий в основах повседневной жизни. В начальной и средней школе каждую неделю на уроке нравственности дети учатся добродетели на конкретных примерах. Но не только на этих уроках, а также на школьных событиях, праздниках, фестивалях. Например, спортивные праздники являются конкретной практикой нравственного воспитания. У учителя непростая задача наблюдать и оценивать усилия детей: дети получают оценки а, в, с за участие в праздниках и событиях, за аккуратность, за вежливость и др., (около десяти оценок!). Эти оценки очень важны для будущего: в обществе ценится активность, участие, самостоятельность, чистота, честность, заботливость. Таким образом, пока личность ученика еще не полностью сформирована, необходимо заложить в ней основы для собственного морального руководства.

Уроки нравственности 道徳 (доутоку)

Для того, чтобы прививать основы нравственности, проводятся специальные уроки. Есть и особые учебники, которые так и называются – учебники нравственного воспитания. В одном из них есть такой рассказ:

Юка-чан учится во втором классе. В воскресенье она пошла в магазин с мамой. «Зайдем в кафе!» – предложила мама, Юка согласилась. В кафе в торговом центре много людей. За соседним столиком в одиночку пил кофе мужчина. У столика стояла белая трость. «Что это за белая трость?» – спросила Юка. «Этот мужчина не видит. Тростью он проверяет, можно ли идти вперед». Юка снова посмотрела в сторону незнакомца. Тот допил кофе и достав сигарету, стал нащупывать рукой пепельницу. Но пепельницы на столе не было, и мужчина как будто отказался от курения, спрятав сигареты в карман. «Юка, пора идти», – сказала мама, она встала и убрала со столика свою и Юкину чашки. Мужчина тоже поднялся. Юка подошла к нему: «Я уберу!» – сказала девочка. «Большое спасибо!» – ответил он и улыбнулся.

Этот рассказ обсуждают дети во втором классе (7-8 лет). В начальной школе урок нравственности длится 45 минут. Роль учителя не в том, чтобы сказать, что хорошо, а что плохо, а в том, чтобы научить учеников понимать и распознавать, как повести себя так, чтобы стало лучше. Дети обсуждают ситуации и сами делают выбор, решая как поступить. На этом уроке они зададут себе вопрос «Как бы сделал я?» Почти все дети участвуют в этой дискуссии. Те, кто ничего не говорят, размышляют. В душе ребенка развивается понимание, сострадание, доброта.

Основная идея нравственного воспитания: «сделать лучше, чем было». Так сделали японские болельщики на чемпионате мира по футболу, потому что с детства привыкли так поступать.

До второй мировой войны существовала система морального воспитания修身(Shushin), но она отличалась от современной системы доутоку, поскольку в основе ее лежал исключительно авторитарный подход. Ученики не думали и не рассуждали, они просто были обязаны выполнять требования нравственного кодекса, о которых им рассказывал учитель, и полностью – не рассуждая – подчиняться им. В качестве примера этого воспитания можно привести практику камикадзе во время войны. Дети учились не думать, а лишь беспрекословно подчиняться.

15 августа 1945 закончилась в Японии Вторая мировая война. В стране был установлен режим американского контроля во главе с генералом Дугласом Макартуром. Он ликвидировал систему воспитания сюсин. В 1958 японским правительством была введена новая система нравственного воспитания, доутоку. И она строилась на том, чтобы ученики сами оценивали ситуацию и учились думать, как себя вести. Поэтому в системе доутоку учитель мало говорит, ученики сами много обсуждают, много говорят в классе и решают, как себя вести. В системе доутоку важна субъективность, в отличие от авторитаризма сюсин. Поэтому дети любят уроки доутоку, они сами размышляют о жизни на этих уроках. Материалы для доутоку также очень интересны. Часто это биографии выдающихся людей, например, Эдисона, Эйнштейна, Хидейо Ногуши野口英世 (японский врач-бактериолог, умер в Африке в Гане, разрабатывая вакцину. Создал вакцину от желтой лихорадки, был неоднократно номинирован на Нобелевскую премию, но отказался от ее получения), Ганди (индийский президент и политик, известный своей философией ненасилия, приезжал в Японию и был там очень популярен), японский бейсболист Ичиро Судзуки鈴木 一朗(за один сезон смог набрать 262 хита, этот рекорд до сих пор не превзойден). Рюоума Сакамото坂本龍馬(в 1850 г этот самурай установил новый демократический режим, сменивший период изоляции Японии от остального мира).

Существует также серия из 6 учебников по доутоку. Во всех учебниках темы сгруппированы в 4 раздела: «о себе», «отношения с другими людьми» (обсуждаются вежливость, сочувствие, забота, сила, усилия, вежливость, общественное мнение, скромность) «о природе и благородстве» (обсуждаются темы: любовь ко всему, к окружающей среде, уважение к жизни, охрана и забота), «о группах и обществе» (семья, родина, ответственность, право и обязанность, законность, работа, добровольная помощь, охрана национальной культуры и международный обмен и понимание). В каждом разделе 4-6 уроков на отдельные темы). Урок доутоку проводится раз в неделю.

Доутоку.jpg

Учебники по доутоку

Но субъктивность (в значении «самостоятельно индивидуально мыслить, рассуждать, принимать решения»), умение думать развиваются и на других занятиях, на спортивных соревнованиях, праздниках. Важна не только победа, но умение самостоятельно тренироваться, помогать друзьям, много думать, планировать, находить решение, учиться сотрудничать. Учитель наблюдает за учениками и оценивает их по всем этим параметрам, поэтому доутоку – это сочетание уроков и практики. Разумеется, оценка учителя должна быть объективной, он не может поддаваться субъективной оценке, эмоциям. Заведующий проверяет объективность оценки учителя и, при необходимости, обращает внимание на недостатки оценки, указывает на необходимость учитывать все аспекты деятельности ребенка, не концентрироваться на его ошибках или успехах. В воспитании нет места эмоциям. Оценки складываются из контрольных работ (80 %), 20% составляют домашние работы, поведение на уроках, высказывание собственного мнения, ведение тетрадей, трудолюбие и др. Но главное все же тесты – объективные результаты.

Системы наказания в японской школе нет. Ученик сам думает над своими поступками, а учитель наблюдает, думает ученик или нет. Если нет, тогда завуч задает ученику вопрос о его поступках: «Что ты думаешь об этом. Чего ты хочешь?» и наблюдает за реакцией ребенка, есть ли рефлексия (в значении размышления над происходящим, отражения собственного поведения в сознании ребенка). Если ребенок бьет кого-то в гневе, сначала ребенка успокаивают. Потом разговаривают с ним: «Скажи, что происходит?». Это делается наедине с завучем, нейтральной стороной, в спокойной обстановке. Ребенок все рассказывает и одновременно думает сам, что происходит. В каждом человеке есть хорошее и плохое, и нужно, чтобы ребенок увидел хорошее в себе, поэтому наказаний нет. Ни физических, ни словесных. Но если ребенок не реагирует, не рефлексирует, тогда приглашают родителей для беседы.

Ребенок говорит, чего он добивался своим поведением, создается атмосфера понимания, завуч не позволяет родителям ругать ребенка. Дети не понимают, что все иногда бывают плохими и взрослые должны помочь понять им это, понять ошибку и учиться контролировать свои эмоции и поступки. Доутоку – это не приказ сверху, это – сотрудничество с ребенком, на одном уровне, глядя в глаза ребенка, устанавливая взаимопонимание. Учитель должен дождаться, когда ребенок скажет: «А, я понял, где моя ошибка!» – тогда это успех в воспитании. Например, дети дерутся: «Он первый начал…». Важно услышать мнение ребенка, его правду: «Да, тебя ударили». В конфликте детей очень важно установить правду, поэтому два учителя выясняют ситуацию с каждым учеником наедине, делая заметки. Потом они сопоставляют сказанное.

Правда – это твердая точка отсчета для решения конфликта . Если ребенок хочет скрыть что-то и лжет, выяснение правды помогает ему осознать свою слабость, он сознается. Но каждому ребенку учитель должен показать, что он понимает и принимает его действия, понимает причины. Но не все учителя и не всегда остаются беспристрастными, и не принимают действия ребенка. Тогда ребенок перестает доверять, и не только учителю, но людям вообще. Это не воспитание. Признать каждого – вот воспитание. Все люди ошибаются – все! – все ошибки учитель должен принимать. Это настоящая тяжелая работа учителя. Но некоторые дети больны душевно или умственно. В этом случае обращаются к специалистам. Наказаний нет.

Когда все выяснено, ставят в известность родителей. Учитель не решает, решает ребенок: «Я плохо сделал, я хорошо сделал». Слезы в этом случае часто являются свидетельством понимания и доверия. Иногда через десять, двадцать лет хороший ученик совершает преступление, а плохой – подвиг, поэтому не может учитель оценить ребенка, человека, сказать хороший он или плохой.

Что касается отношений между детьми – тут как и среди взрослых ценится скромность, вежливость. Не случайно в Японии при встрече кланяются – поклон означает «моя голова ниже», «я ценю себя ниже, чем Вас», я уважаю Вас. Поэтому у детей так популярны «Гарри Потер», «Нарния», и книги о великих ученых, писателях, героях, у которых величие ума или выдающиеся способности сочетаются с высокой моралью.

Для девочек и мальчиков никакой разницы в воспитании нравственности нет. Раньше для девочек образование не было предусмотрено, как и в других странах. После Второй мировой в Японии осознается необходимость образования для девочек, не без влияния американских взглядов. Но люди старшего поколения до сих пор часто считают, что женщины ниже мужчин по положению. Так несколько дней назад депутат парламента лет пятидесяти грубо осадил женщину-депутата, высказавшую свою точку зрения, сказав, что ей, якобы, следовало бы выйти замуж и завести детей. СМИ подняли шум и, по-видимому, неосторожный депутат должен будет расстаться с мандатом, поскольку подобные высказывания расцениваются как преследования на основе полового различия

Возвращаясь к нашему первому примеру, можно подвести итог. Уборка на стадионе, без принуждения – это проявление субъективности, способности самостоятельно принимать решения в соответствии с установкой «как сделать лучше» (уроки самосознательности – прим. перев.) . Это настоящая нравственность, основанная на сознании. Эта уборка – символ воспитания доутоку.

Поддерживать дисциплину - сложное занятие, и не каждый сможет справится с этой задачей. Куча неугомонных детей способны свести с ума любого, и разрушить школу за считанные минуты. Именно поэтому и были придуманы наказания, и о самых ужасных мы сегодня поговорим.

Китай
В Китае наказывали нерадивых учеников тем, что били их по рукам бамбуковым прутиком. Это только кажется не страшным, если не знать сколько раз школьники им получали. Самое интересное, что родители только поддерживали такой метод воспитания детей. Отменили это всего 50 лет назад.

Россия
В России использовали розги, для того что бы вбивать в детей истину. В духовных семинариях розгами могли побить за чрезмерное усердие в еде или за незнание по имени всех 12 апостолов.

Вот так кстати они выглядели. Розги - это прутики, для упругости вымоченные в воде. Били они сильно, и оставляли следы.

Великобритания
В Великобритании школьников ставили на горох. Да, именно оттуда пошла эта традиция, и довольно быстро докатилась до нас, у нас тоже практиковали такое наказание. На рассыпанный горох ставили голыми коленками. Поверьте, это не больно только первые 30 секунд, а русские школяры иногда стояли на горохе часа по 4. Телесные наказания были отменены только в 1986 году.

Бразилия
Детям Бразилии запрещают играть в футбол. Как бы просто для нас это не казалось, для любого бразильского ребёнка это сравнимо смерти, ведь все играют в футбол даже на переменах!

Либерия
В Либерии до сих пор наказывают детей с помощью плети. Недавно Президент Либерии Чарльз Тэйлор собственноручно отвесил 10 ударов плетью своей 13-летней дочери, за недисциплинированность.

Япония
Вот кто искушён в пытках, так это японцы. Наказаний у них было множество, но самые зверские были эти два: стоять с фарфоровой чашкой на голове, выпрямив одну ногу под прямым углом к туловищу и лежать на двух табуретках, держась за них только ладонями и пальцами на ногах, то есть, собственно, получается - между табуретками.
Так же в японских школах нет уборщиц, там убираются наказанные ученики.

Пакистан
В Пакистане за двухминутное опоздание вам придётся 8 часов читать Коран.

Намбия
Несмотря на запреты, в Намибии провинившимся ученикам приходится стоять под осиным гнездом.

Шотландия
Стандартный шотландский школьный ремень делают из толстой жесткой кожи по специальному заказу органов образования. Используют его обычно сложенным вдвое, и, говорят, лучше этого на себе не пробовать.

Непал.
Непал. Самое страшное наказание там - когда мальчика переодевают в женское платье и, в зависимости от степени провинности, заставляют ходить в нем от одного до 5 дней. Вообще-то, девочек в Непале в школы не отдают, их считают исключительно обузой и очень плохо кормят. Мальчики такой диеты не выдерживают и начинают просить прощения примерно на вторые сутки.

Тема школьных наказаний очень стара. Многие художники писали об этом свои картины, что позволяет сделать нам вывод,что волновало это людей во все времена.

Но не смотря на прогресс, даже сейчас учителя позволяют себе поднимать руку на учеников, и наказывать их изощрёнными способами.

Этот учитель за опоздание заставил держать стул над головой, пока "он не расшибёт пустую башку"

А этот учитель совсем потерял самообладание,и еле сдерживал себя. Ученица старших классов довела его тем, что высказывалась о его жене.

Нужно ли детей наказывать? Однозначно - да. В этом едины все педагоги всех народов мира. Но у каждой страны - свои представления о том, с какого возраста это допустимо, а также - каким может быть наказание для ребенка. Поговорим сегодня о системе наказания, принятой в Японии.

Япония - страна передовых технологий, в которой в невероятно стесненных по славянским меркам условиях живут невероятно работоспособные, вежливые и послушные люди. Как японским мамам удается воспитать таких детей? И приемлем ли их опыт воспитания для нас? Давайте подумаем вместе.

Жизнь без наказаний прекрасна и светла

В Японии высоко ценятся традиции. В том числе и традиции в педагогике. В трудах средневековых японских философов главенствует мысль о том, что в детстве (до 5 лет) детей наказывать нельзя. Поэтому маленьких детей в Японии не то что не наказывают, им даже замечания не делают. Мама может даже извиниться перед ребенком за то, что она не уследила за ним и он разбил дорогую вазу. Согласитесь, найти такую маму на славянских просторах невозможно. Не ударить ребенка, не накричать - да, это возможно. Но извиняться перед ним…

Как наказывают детей в японской школе

В Японии принцип коллективизма вознесен на абсолютную высоту. Трудно представить себе другую страну, в которой было бы так много добровольцев на роль камикадзе… А все потому что главное в Японии - это коллектив, общество, в котором ты живешь. Это чувство активно культивируется в японской школе. Там никогда не называют имя провинившегося ученика - это было бы слишком жестоко по отношению к нему - считают японские педагоги. Поэтому наказывают весь класс. Интересно, что в Японии очень сильно культивируется скромность человека. Быть как все, не считать себя лучше в чем бы то ни было, не «высовываться» - главный мотив поведения японских детей. Если учитель в классе спросит «Кто не выучил урок» и один из учеников сделает попытку поднять руку, его движение тут же подхватит весь класс. Все не выучили! Это и трогательно, и грустно одновременно, не находите?

Но на вопрос «Кто пойдет отвечать?», даже если бы он, вопреки японской традиции, и прозвучал, не откликнется никто. Это значит «высунуться»…

Японских детей наказывают отлучением от коллектива

Из такой системы воспитания естественно вытекает и система наказаний: ребенка отлучают от коллектива. В японских селах, например, могут выставить ребенка за дверь дома и оставить одного в полной темноте и одиночестве. Пожалуй, самым жестоким наказанием, о котором рассказывают повзрослевшие дети, является… привязывание ребенка. К дереву, к стулу в темной комнате и полной тишине. Цель наказания - та же: дать в полной мере почувствовать, как это страшно - быть одному, выпасть из коллектива.

Какая противоположность американскому воспитанию, где во главе угла стоит «Ты - лучший! Ты - первый! Оставь позади себя толпу!», не так ли?

Просмотров