Притча для детей 4. Притчи для детей младших классов. Лучшие легенды и притчи. Притча для детей «Злостный вредитель»

Творчества известен с давних времен, и всегда он использовался как мощное средство воспитания. Причина в том, что истории, положенные в основу каждой притчи для детей, максимально приближены к реальной жизни и потому понятны каждому. А еще они помогают выявить пороки без прямого осуждения конкретного человека. Вспомним наиболее интересные из них и посмотрим, как можно использовать их в воспитательной цели при общении с детьми.

О плохом и хорошем

Шли как-то по пустыне два друга. Устали от долгого пути, поспорили и один сгоряча дал пощечину другому. Товарищ перетерпел боль и ничего не сказал в ответ обидчику. Лишь написал на песке: «Сегодня получил от друга пощечину».

Прошло еще несколько дней, и они оказались у оазиса. Стали купаться, и получивший пощечину едва не утонул. Первый товарищ вовремя пришел на помощь. Тогда второй высек надпись на камне, гласившую, что лучший друг спас его от смерти. Увидев это, товарищ попросил объяснить его свои поступки. И второй ответил: «Об обиде я сделал надпись на песке, чтобы ветер быстрее стер ее. А о спасении - высек на камне, чтобы никогда не забывать о случившемся».

Эта притча о дружбе для детей поможет им понять, что плохое нельзя долго хранить в памяти. А вот о хороших поступках других людей никогда не следует забывать. И еще - нужно дорожить друзьями, так как в трудную минуту именно они часто оказываются рядом с человеком.

О любви к матери

Не менее важными являются отношения между членами семьи. Мы часто объясняем детям, что следует проявлять уважение к своим родителям, заботиться о них. Но притчи для детей, подобные той, что приведена ниже, скажут обо всем лучше любых слов.

Сидели у колодца старик и три женщины, а рядом с ними играли три мальчика. Вот говорит первая: «У моего сына такой голос, что всякий заслушается». Вторая хвалится: «А мой такие фигуры может показывать - заглядишься». И только третья молчит. Обращается к ней старик: «Что же ты про своего сына не рассказываешь?». А она отвечает: «Да ничего в нем необычного нет».

Вот набрали женщины полные ведра воды, и старик с ними встал. Слышат: первый мальчик поет, соловьем заливается. Второй вокруг них колесом ходит. И только третий подошел к матери, взял тяжелые ведра и понес домой. Спрашивают первые две женщины у старика: «Ну как тебе наши сыновья?». А тот отвечает: «А где же они? Я только одного сына вижу».

Именно такие короткие притчи для детей, близкие к жизни и понятные каждому, научат ребят по-настоящему ценить родителей и покажут истинную ценность семейных отношений.

Солгать или правду сказать?

Продолжая тему, можно вспомнить еще одну замечательную историю.

Три мальчика заигрались в лесу и не заметили, как наступил вечер. Испугались, что их дома накажут, и стали думать, как быть. Правду родителям сказать или соврать? И вот как все получилось. Первый придумал историю о напавшем на него волке. Испугается за него отец, решил он, и простит. Но в этот момент пришел лесник и сообщил, что никаких волков у них не водится. Второй сказал матери, что заходил проведать деда. Глядь - а тот уж сам на пороге. Так раскрылась ложь первого и второго мальчиков, и в результате их наказали дважды. Сначала за то, что провинились, а потом за то, что солгали. И только третий пришел домой и рассказал все, как было. Пошумела немного его мать и вскоре успокоилась.

Такие притчи для детей готовят их к тому, что вранье только осложняет ситуацию. Потому в любом случае лучше не придумывать оправданий и не скрывать свою вину в надежде, что все обойдется, а сразу признаться в проступке. Только так можно сохранить доверие родителей и не испытывать угрызений совести.

О двух волках

Не менее важно научить ребенка видеть границу между добром и злом. Это две нравственные категории, которые всегда будут сопутствовать человеку, а, возможно, и бороться в его душе. Среди большого количества поучительных историй на эту тему наиболее понятной и интересной для детей видится притча о двух волках.

Однажды любознательный внук спросил у своего деда - вождя племени:

Отчего появляются плохие люди?

На это старец дал мудрый ответ. Вот что он сказал:

Плохих людей на свете нет. Но в каждом человеке присутствуют две стороны: темная и светлая. Первая - это стремление к любви, добру, состраданию, взаимопониманию. Вторая же символизирует зло, эгоизм, ненависть, разрушение. Подобно двум волкам, они постоянно борются друг с другом.

Понятно, - ответил мальчик. - А кто же из них побеждает?

Все зависит от человека, - закончил дед. - Верх всегда одерживает тот волк, которого кормят больше.

Эта притча о добре и зле для детей даст понять: за многое, что происходит в жизни, ответственен сам человек. Поэтому необходимо обдумывать все свои поступки. И желать другому только того, чего желаешь самому себе.

О еже

Еще один вопрос, которым часто задаются взрослые: "Как объяснить малышу, что нельзя слепо доверять всем вокруг?". Как приучить его анализировать ситуацию и только потом принимать решение? На помощь в таком случае придут притчи для маленьких детей, похожие на эту.

Встретились как-то лиса и ежик. И посоветовала рыжая, облизываясь, своему собеседнику сходить в парикмахерскую и сделать модную прическу «под черепаху». «Колючки нынче не в моде», - добавила она. Обрадовался еж такой заботе и отправился в путь. Хорошо, что по дороге ему сова встретилась. Узнав, куда, зачем и по чьему совету он идет, птица проговорила: «Не забудь попросить, чтобы тебя еще огуречным лосьоном намазали и водой морковной освежили». «Зачем это?» - не понял еж. «А чтобы лисе вкуснее есть тебя было». Так, благодаря сове понял герой, что не каждому совету доверять можно. И еще - не всякое «доброе» слово искренним бывает.

Кто сильнее?

Часто притчи напоминают народные сказки, особенно если героями становятся силы природы, наделенные человеческими качествами. Вот один из таких примеров.

Поспорили ветер и солнце, кто из них сильнее. Вдруг видят: идет прохожий. Ветер и говорит: «Сейчас я сорву с него плащ». Дунул изо всей силы, но прохожий только сильнее закутался в свои одежды и продолжил путь. Тогда солнце стало пригревать. И человек сначала опустил воротник, потом развязал пояс, наконец, снял плащ и перекинул его через руку. Вот так и в нашей жизни бывает: лаской и теплотой можно добиться большего, чем криками и силой.

О блудном сыне

Сейчас мы довольно часто обращаемся к Библии и находим в ней ответы на многие нравственные вопросы. В связи с этим нужно особо отметить приведенные в ней и рассказанные Иисусом Христом притчи. Детям о добре и необходимости всепрощения они поведают больше, чем длинные наставления родителей.

Всем известна история о блудном сыне, который забрал у отца свою долю наследства и ушел из дома. Сначала он вел веселую, праздную жизнь. Но деньги скоро закончились, и юноша готов был есть даже вместе со свиньями. Но отовсюду его гнали, так как в стране настал страшный голод. И вспомнил грешный сын отца своего. Решил он пойти домой, покаяться и попроситься в наемники. Но отец, увидев вернувшегося сына, обрадовался. Поднял его с колен и приказал устроить пир. Это обидело старшего брата, сказавшего отцу: «Я всю жизнь был рядом с тобой, а ты жалел для меня даже козленка. Он же расточил все свое состояние, и ты велел заколоть для него откормленного быка». На что мудрый старик ответил: «Ты всегда со мной, и все, что я имею, достанется тебе. Нужно радоваться тому, что брат твой будто умер, а теперь ожил, пропал и нашелся».

Проблемы? Все решаемо

Очень поучительны православные притчи для детей более старшего возраста. Популярна, например, история о чудесном спасении осла. Вот ее содержание.

У одного крестьянина осел упал в колодец. Потужил хозяин. Потом подумал: «Осел уже стар, а колодец высох. Засыплю я их землей и сразу две проблемы решу». Позвал соседей, и они принялись за работу. Через время заглянул крестьянин в колодец и увидел интересную картину. Осел сбрасывал со спины падающую сверху землю и приминал ее ногами. Вскоре колодец наполнился, а животное оказалось наверху.

Вот так и в жизни бывает. Господь часто посылает нам, как кажется на первый взгляд, непреодолимые испытания. В такой момент важно не отчаиваться и не сдаваться. Тогда можно будет найти выход из любой ситуации.

Пять важных правил

И вообще, чтобы стать счастливым, не надо многого. Иногда достаточно соблюдать несколько несложных правил, понятных и ребенку. Вот они:

  • изгони из сердца ненависть и научись прощать;
  • избегай понапрасну волнений - чаще они не сбываются;
  • живи просто и цени то, что есть;
  • отдавай другим больше;
  • для себя же ожидай меньшего.

Эти мудрые изречения, на которых основаны многие притчи для детей и взрослых, научат быть терпимее к другим и получать удовольствие от повседневной жизни.

Мудрый человек

В заключение хочется обратиться к тексту еще одной притчи для детей. Она о путнике, который обосновался в незнакомом селе. Мужчина очень любил детишек и постоянно мастерил для них необыкновенные игрушки. Такие красивые, что ни на одной ярмарке не сыщешь. Вот только все они были больно хрупкими. Разыграется малыш, а игрушка, глядь, уже сломалась. Плачет ребенок, а мастер ему уже новую подает, но еще более хрупкую. Спросили жители села у мужчины, почему он так поступает. А мастер ответил: «Жизнь скоротечна. Скоро какой-нибудь человек подарит вашему ребенку свое сердце. А оно очень хрупкое. И я надеюсь, что мои игрушки научат ваших детей бережно относиться этому бесценному дару».

Так вот, любая притча готовит ребенка к встрече с нашей непростой жизнью. Ненавязчиво приучает задумываться над каждым своим поступкам, соотносить его с принятыми в обществе нравственными нормами. Дает понять, что душевная чистота, стойкость, готовность преодолеть любые невзгоды помогут пройти жизненный путь с достоинством.

И тут же пошла искать ее.

Но на улице шел сильный дождь, в небе беспрерывно сверкали молнии, громко и раскатисто гремел гром… От этих молний, от этого грома, женщине было жутко страшно .

Житейская история…

Купец вернулся из путешествия домой. И обнаружил, что его сын совсем отбился от рук. Что делать? Как-то нужно воспитывать сына. Но как?

Хорошо подумав, отец придумал вот что: вкопал против дома столб, и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь.

Прошло некоторое время… И на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями.

Эта картина поразила воображение сына.

Лев спал под деревом. Вдруг Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

– Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать. Но все же отпустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

– Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро.

Притча. Как найти друзей

Девочка приехала в деревню, где никого не знала. Она пожаловалась папе:

- Скучно мне. Никто не хочет со мной дружить. Как мне отыскать друзей?
- Друзей много вокруг. Выйди, доченька, на улицу, да внимательно присмотрись - сказал он.

Вышла девочка на улицу – никого. Пошла она в поле. Видит - бежит жеребёнок. Кинулась догонять – не догнала. Из-под куста выскочил заяц. Она бросился его ловить - не поймала. Видит - летит голубка, побежала за ней, да куда там. Улетела голубка. Увидела девочка божью коровку, протянула руку – и … поймала.

- Отпусти меня! – попросила божья коровка.

Два весла

Перед Вами удивительная книга: «Маленькие притчи для детей и взрослых. Том 1», написанная российским писателем, поэтом и драматургом – монахом Варнавой (Саниным).

Притчи – это особый жанр, который является весьма редким не только в российской, но и во всей мировой литературе. Короткие иносказательные и поучительные рассказы дают возможность человеку взглянуть на свои недостатки со стороны, задуматься о вечных ценностях, помогают находить ответы на разные вопросы нашего бытия.

Монах Варнава (Евгений Санин), создав в своих притчах удивительный сплав высокой духовности и нравственности с народной мудростью, одновременно сумел написать их очень емким, увлекательным, доходчивым языком, что позволяет читать эти поучительные истории не только взрослым, но и детям.

НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ

У видел омут на берегу прекрасную лилию. И решил, во что бы то ни стало, завладеть ею.

Чего он только не предлагал красавице: покататься на его быстрых волнах, ласковую прохладу воды в нестерпимый зной и целый водоворот всевозможных развлечений и удовольствий.

Заколебалась красавица.

Заметил это безнадежно любивший ее жучок и принялся отговаривать:

— Погубит он тебя! Пропадешь!

Только куда там!

— Он такой сильный, красивый и весь какой-то таинственный… – возражала лилия. – Нет, пожалуй, я все же приму его предложение!

— Ах, так? – вскричал жучок. – Ну тогда смотри, что ждет тебя, если ты сделаешь это!

И он, сложив крылья, бросился на поверхность водоворота, который тут же безжалостно закружил, завертел его, и вскоре навсегда исчез из глаз лилии, только теперь понявшей, что такое настоящая любовь…

ЗАВИСТЬ

П ришла зависть в магазин с денежкой хлебца купить.

Глядит, а там мужик пирог за рубль покупает…

Так и выскочила зависть из магазина!

Решила она тогда хотя бы воды попить из колодца. Взяла самую большую бадью, чтобы ей все завидовали!

А у колодца жена мужика – ведра легкие, коромысла расписные…

Бросила зависть свою бадью, и ну совсем из деревни бежать – без еды, без питья…

Легла она на пригорке, что повыше, и стала завидовать самой себе, что было время, когда она никому не завидовала…

ГОРДЫЙ ВЕТЕР

З агасил ветер свечу и возгордился:

— Я теперь всё погасить могу! Даже солнце!

Услыхал его мудрый мужик, сделал ветряную мельницу и сказал:

— Эка невидаль – солнце! Его и ночь погасить может. Ты попробуй вот это колесо останови!

И, что есть силы, раскрутил большое, тяжелое колесо.

Дунул ветер раз, дунул другой – а колесо-то не останавливается. Наоборот, чем больше он дул, тем сильнее оно крутилось.

Потекла в мешки умного мужика мука, и стал он жить: сам в достатке, и бедных не забывать!

А ветер, говорят, до сих пор на это колесо дует. Где именно? Да всюду, где только есть место гордыне!

ПОКАЯНИЕ

У пал человек в глубокую пропасть.

Лежит израненный, погибает…

Прибежали друзья. Попытались, держась друг за друга, к нему на помощь спуститься, да сами в нее чуть не свалились.

Пришло милосердие. Опустило в пропасть лестницу, да – эх!.. – не достает она до конца!

Подоспели добрые дела, сделанные когда-то человеком, бросили вниз длинную веревку. Но тоже – коротка веревка…

Так же тщетно пытались спасти человека: его громкая слава, большие деньги, власть…

Наконец, подошло покаяние. Протянуло оно руку. Ухватился за нее человек и… вылез из пропасти!

— Как это тебе удалось? – удивились все.

Но покаянию некогда было отвечать.

Оно спешило к другим людям, спасти которых могло только оно…

СОВЕСТЬ

Р аз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…

На четвертый он решил избавиться он нее. Да не на день или два – навсегда!

Думал-думал, как это сделать, и надумал…

— Давай, – говорит, – совесть, в прятки играть!

— Нет, – говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

— Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.

Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

— Ладно, – говорит, – выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ – молчание.

Спустился он в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!

Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…

Зарыдал человек: – Как же я теперь без совести жить-то буду?

— Здесь я…

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!

Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.

Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

КТО СИЛЬНЕЕ?

Ш ли по дороге добро и зло. Навстречу им – два мужика.

— Давай, – говорит зло, – испытаем, кто из нас сильнее?

— Давай! – согласилось не умеющее возражать добро. – А как?

— А пусть за нас два этих мужика поборются, – говорит зло, – я сделаю одного из них сильным, богатым, но злым!

— Хорошо! – говорит добро. – А я другого – слабым и бедным, но добрым!

Сказано – сделано.

Вмиг один человек оказался на коне, в богатой одежде. А другой – в лохмотьях, да еще и с клюкой…

— Прочь с дороги! – закричал на него превращенный в богача, огрел плетью и поскакал скорее домой – деньги считать.

Сделанный бедным вздохнул и молча поплелся следом.

— Ага! – обрадовалось зло. – Понятно теперь, кто из нас сильнее?

— Погоди, – говорит добро. – У тебя все легко и быстро, но ненадолго. А я, если что делаю, то – навсегда!

А было вот что. Долго ли, нет, шел бедный, только вдруг видит – лежит под упавшим на него конем богатый и никак подняться не может. Хрипит уже, задыхается…

Подошел к нему бедный. И так ему погибавшего жалко стало, что откуда только сила взялась! Отбросил он клюку, поднатужился и – помог несчастному освободиться.

Прослезился богатый. Не знает, как и благодарить бедняка.

— Я, – говорит, – тебя плеткой, а ты мне жизнь спас! Идем ко мне жить. Ты мне теперь вместо брата будешь!

Ушли два мужика. А зло и говорит:

— Что же это ты, добро? Обещало сделать своего мужичка слабым, а он вон какого тяжелого коня поднять смог! Коли так – то я победило!

А добро и спорить не стало. Ведь оно не умело возражать – даже злу.

Но с тех пор добро и зло вместе не ходят. А если и идут по одной дороге – то только в разные стороны!

СТАРАЯ ДОРОГА

Н е стало у проселочной дороги сил людей на себе носить.

Сто лет топчут ее, топчут: пора и на пенсию – про пенсиюона от тех, кто по ней всю жизнь прошагал, знала. Да и кому она нужна: теперь все больше шоссе да асфальты в моде!

Свернулась дорога калачиком и легла отдыхать в сторонке.

Вышли люди наутро: нет дороги!

Как быть? Что делать?..

По асфальту не пройти – не выдержал асфальт весенних ручьев, весь растрескался, и теперь до осени перестилать его будут.

Шоссе – тоже мягкое, вязкоена жаре. Так подошвы к нему и прилипают.

Увидала это дорога, вздохнула и – ничего не поделаешь! – стала снова людям служить.

АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ

У знали акварельные краски, что их собираются разбавлять водой, и возмутились:

— Да что мы, сами не справимся?

— Нет, – сказала, устав тереться по сухим краскам, даже самая мягкая кисточка.

— Не справитесь! – подтвердила повидавшая немало на своем веку бумага.

А художник ничего не сказал.

Он развел краски водой и нарисовал картину.

Такую, что все остались довольны.

И в первую очередь, сами акварельные краски!

ДВА БОГАТЫРЯ

Е хал по полю богатырь.

Шлем, латы, щит, копье, булава да еще меч в ножнах…

Навстречу – старец монах.

Вылинявшая скуфейка на голове, заплатанный подрясник, а в руках – четки.

— Будь здрав, честный отче!

— И тебе, детинушка, не хворать! Куда путь держишь?

— На войну. А ты?

— А я и так на войне. Мне ее, как тебе, и искать не надо!

Посмотрели друг на друга с пониманием два богатыря.

И заторопились спасать Русь от видимых и невидимых врагов!

ИКОНА

К осились в музее картины на икону и ничего не понимали:

— И зачем ее среди нас повесили? Ни ярких красок, ни красоты движения, ни живости изображения! Верно, черный квадрат?

Но черный квадрат ничего не отвечал. За молчанием он скрывал свою полную пустоту и поэтому слыл самым мудрым и даже таинственным. К тому же, благодаря своей цене, он был очень богат, и поэтому еще более уважаем.

Сама же икона была очень огорчена. И совсем не этими пересудами в свой адрес. А тем, что люди шли мимо и просто смотрели на нее.

А она ведь была создана не для того, чтобы на нее смотрели, а чтобы перед нею – молились!

МОЛОТОК-КОСМОНАВТ

Р ешил молоток в космос слетать.

Другие летают – а я чем хуже? Заодно и звезды к небу приколочу, чтобы крепче держались да не так часто падали!

Может быть, и слетал бы, но только не знал: как туда подняться и где взять свободного времени.

Так и работал он без устали днем. А ночью смотрел в окно на падающие звезды и вздыхал: эх, меня там сейчас нет!..

И зря вздыхал.

Он и на земле очень был нужен…

СТУЛ-САМОЗВАНЕЦ

П оставили стул на стол, когда окна мыли, а убрать позабыли. Тот и возгордился.

— Я, – говорит, – теперь самый главный в доме!

И велел всем вещам называть себя троном.

Услыхала это муха. Села на стул и говорит:

— Я теперь царица, раз на троне сижу!

Хлопнула мухобойка муху и объявила, что в доме – государственный переворот.

Неизвестно, чем бы все это закончилось, только пришла хозяйка. Она поставила стул на место, присела на него передохнуть и ничего не сказала.

Но все вещи и так знали: вот теперь в доме порядок!

КРАН

Р асхвастался кран:

— Если б не я, все бы в доме умерли от жажды!

А как с этим поспоришь? Все видят, что из него и правда вода течет.

Только однажды случилась где-то авария. Пришли мастера и перекрыли воду.

Крутили-крутили после этого кран: нет воды!

И тогда все догадались, что не в кране всё дело.

А самое главное, что и он это понял. Потому что сам едва не умер тогда от жажды!

БЕДНАЯ КРОШКА

П ошла бедная крошка к кружке – милостыню просить.

— Подай, ради Христа! Мы же ведь почти однофамильцы, а может быть, даже и родственницы!

— Иди к крышке! – дала от ворот поворот кружка. – Мы с тобой если и родственники, то только троюродные. А у вас с ней в названии – только одна буква разницы. Может двоюродной и подаст!

Отправилась крошка к крышке. А та даже с кастрюли не слезла. Так и ответила с высоты:

— Много вас тут всяких ходит! То крынка, то кошка… Нет у меня ничего! Разве не видишь, в какие времена живем? Самим нам с кастрюлей мало. Верно, подруга? – обратилась она к пузатой кастрюле.

Но та до того была полной, что даже и ответить не смогла.

Пошла, несолоно хлебавши, крошка домой. А навстречу ей – молоток. Узнал он про ее нужду и сказал:

— Не горюй, я тебе, чем смогу, помогу!

— Но ведь я же тебе не родственница, и даже фамилии у нас разные! – в слезах прошептала крошка.

— Ну и что? – удивился молоток. – Помогать-то друг другу надо!

И, хоть сам он был совсем не богат, скорей даже беден, дал ей столько всего, что надолго хватило. Много ли крошке надо? А как кончится, велел еще приходить. Хотя не был ни родственником, ни даже однофамильцем!

ЖАВОРОНОК

З аливался жаворонок над полем.

Славил Бога, давшего ему этот прекрасный день, эту прекрасную землю, небо, воздух и саму прекрасную жизнь!

Смотрели люди на крошечную звенящую точку и удивлялись:

— Надо же, такой маленький и так громко поет!

А жаворонок поглядывал иногда вниз на людей и только диву давался:

— Надо же, такие большие и сильные – венцы творения Божьего, и так тихо поют…

ДВЕ ДОРОГИ

В стретились на развилке две дороги. Узкая и широкая.

— Совсем ты себя запустила: вся в острых камнях, колдобинах, колючим тернием заросла! – принялась упрекать широкая узкую. – Твои путники того и гляди помрут от усталости или голода! То ли дело я: красивая, гладкая! Вдоль меня кафе, рестораны, дома со всеми удобствами. Живи – веселись!..

— Что это ты вдруг замолчала? Ведь, судя по твоим словам, живется тебе хорошо! – удивилась узкая дорога.

— Хорошо-то оно хорошо… – вздохнула в ответ широкая. – Да только в конце меня – пропасть. Бездонная, черная, мрачная. Такая, что и описать тебе не могу. Многие люди даже и не подозревают о ней. А те, что знают, только отмахиваются. Видно, всей правды не ведают. А я вот так на эту пропасть насмотрелась, что больше всего на свете боюсь однажды сползти в нее. Ведь это, боюсь, уже будет тогда навсегда! Ну, а ты как живешь?

— Трудно! – вздохнула узкая дорога. – И тем, кто по мне идет, нелегко. Но зато в конце моего пути – гора. И взошедшие на нее такие светлые, радостные, счастливые, что я и описать тебе не могу! И знаешь, я больше всего тоже хочу там оказаться. Ведь это надеюсь – будет уже навечно!

Поговорили дороги и разошлись в разные стороны.

А на развилке той человек остался, который все это слышал.

И вот что странно: до сих пор там стоит, еще думает, на какую ему свернуть дорогу!

ОПАСНАЯ ДРУЖБА

П одружился стог сена со спичкой.

— Не пара она тебе! – говорили ему все. – Держись от нее подальше, а то – далеко ль до беды?

Но он и слушать никого не хотел. Весь день любовался своей подругой. И даже ночью пожелал ее видеть.

Не смогла отказать ему спичка и чиркнула собою о камень…

Пришли утром люди, глядят – от стога лишь темный круг на лугу. А от спички и вовсе ничего не осталось!

ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ

Р ешил злой человек добрым стать.

Помолился Богу и стал добро людям делать.

А зло тут как тут:

— Ну уж нет, я своей добычи никому не отдам!

Улучило момент и заставило человека соделать зло.

Сидит, руки довольно потирает:

— Никуда от меня он не денется!

Но не тут-то было!

Человек после этого только умнее стал. Помолился он вновь Богу, прося защитить его от зла, и с еще большим усердием стал творить добро. А на все уговоры зла не обращал больше никакого внимания.

И пошло зло, дрожа от злобы, с насиженного места.

Да в первый же дом, где не помнят о Боге…

ДУБ И ВЕТЕР

В озмутился молодой дуб:

— Что это ты, ветер, покоя мне не даешь? Все дуешь и дуешь! Траву только гладишь-прихорашиваешь, а на мне вон уже сколько веток обломал!

— Глупый! Это же для твоей пользы! – прокряхтел старый дуб.

— Для моей?! – возмутился молодой дуб, думая, что старик уже выжил из ума. А тот, как ни в чем не бывало, пояснил:

— Эх, молодость, молодость!.. Ветер тебя раскачивает, и твои корни все крепче уходят в землю. Скоро он и меня, чтобы тебе больше солнца было, повалит…

И тогда поблагодарил молодой дуб ветер. И пожалел, что не может отодвинуться в сторону, чтобы не нужно было валить этот старый и мудрый дуб…

РЫЖИЙ ЗАЯЦ

П осмотрел на себя заяц зимой, посмотрел летом и подумал: и что это у меня только две шубки: белая да серая? Пошью-ка я себе рыжую – как у лисы! Во-первых, красиво. А, во-вторых, остальные зайцы меня станут бояться, и вся морковь в огороде будет моя!

Сказано-сделано. Пошил заяц новую шубу и вышел в ней на прогулку.

А как поняла, что это заяц, то еще больше обрадовалась, потому что с утра еще не обедала.

Только самому зайцу стало тогда не до радости.

Насилу лапы унес. Ведь жить всегда больше, чем есть, хочется!

Лисе только облизнуться и осталось. А заяц с тех пор и думать не смел поменять что-нибудь из того, что даровал ему Сам Господь!

Христианские притчи и басни детям для уроков духовно-нравственного воспитания.

Харитонова Н.В.

Каким мы видим мир?

На дороге стояло старое засохшее дерево.

Однажды ночью мимо него прошел вор и испугался - ему показалось, что это стоит, поджидая его стражник.

Прошел влюбленный юноша и сердце его радостно забилось. Он принял дерево за свою возлюбленную.

Ребенок, напуганный страшными сказками, увидев дерево, расплакался, решил, что это привидение, но дерево было только деревом.

Мы видим мир такими, каковы мы сами.

А почему ты?

Басня Андрея Мэрко

Как-то раз маленький Мишутка спросил своего отца Медведя:

Папа, ты всех знаешь, кто живёт в нашем лесу?

Да, сынок, всех.

А вот скажи мне, волк - самый храбрый? - спросил сын.

Он очень храбрый, намного храбрее, чем я, - ответил медведь.

А, тигр сильный? - не унимался Мишутка.

Невероятно сильный, я с ним и близко сравниться не смогу.

Ну, а рысь? Она ловкая?

У-у-у! - пробормотал медведь. - Она настолько ловка, что лист не шелохнётся, когда она охотиться за добычей.

А, что насчёт лисы? Говорят, она очень умная.

Да, сынок, правильно говорят. Она действительно умна и проворна.

Так почему, папа, ты глава леса, а не тигр, волк или умная лиса? - в недоумении спросил Мишутка.

Видишь ли, сынок, волк храбр, но не может быть осторожным. Тигр сильный, но очень вспыльчив. Рысь ловкая, но часто не может сохранить то, что приобрела. Лиса умная, но иногда свои навыки использует, чтобы обхитрить других, и поэтому попадает в неприятности. Ну а я просто вижу десять сущностей там, где они видят только одну. И в зависимости от ситуации и времени я бываю то лисой, то тигром, то волком. Вот только поэтому я и глава леса.

Мир такой, каким ты его видишь.

В один оазис пришел молодой человек, попил воды и спросил у старика, который отдыхал возле источника:

Какие люди здесь живут?

Старик, в свою очередь, спросил у юноши:

А какие люди живут там, откуда ты пришел?

Куча эгоистов с плохими помыслами, – ответил молодой человек.

В тот же день другой юноша подошел к источнику утолить жажду с дороги. Увидев старика, он поздоровался и спросил:

Какие люди живут в этом месте?

Старик в ответ задал тот же вопрос: - А какие люди живут там, откуда ты пришел?

Прекрасные! Честные, гостеприимные, дружелюбные. Мне больно было расставаться с ними.

Таких же и найдешь здесь, – сказал старик.

Один мужчина, слышавший оба разговора, спросил: - Как ты мог дать два таких одинаковых ответа на один и тот же вопрос?

На что старик ответил:

Каждый из нас может видеть только то, что несет в своем сердце.

Тот, кто не нашел ничего хорошего везде, где побывал, не сможет отыскать ничего другого ни тут, ни в любом другом месте.

Если вам что-то не нравится в окружающем мире, то больше всего нас расстраивает не само явление, а наше мнение о нем.

Ад и Рай устроены одинаково?

Однажды добрый человек беседовал с богом и спросил его: Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад.

Господь подвел его к двум дверям, открыл одну и провел доброго человека внутрь.

Там был громадный круглый стол, на середине которого стояла огромная чаша, наполненная пищей, который пахла очень вкусно. Люди, сидящие вокруг стола, выглядели умирающими от голода. У всех их были ложки с длинными-длинными ручками, прикрепленными к их рукам.

Они могли достать чашу, наполненную едой, и набрать пищу, но из-за длинных ручек они не могли поднести ложки ко ртам. Добрый человек был потрясен видом их несчастья.

Господь сказал: "Ты сейчас только что видел Ад".

Господь и добрый человек затем направились ко второй двери. Тут был такой же огромный круглый стол, та же гигантская чаша, наполненная вкусной едой.

Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками.

Только на этот раз они выглядели сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом.

Добрый человек сказал Господу: Я не понимаю".

"Это просто", - ответил ему Господь,

"Эти научились кормить друг друга. Другие же думают только о себе".

Если Ад и Рай устроены одинаково, значит, разница - внутри нас?

Притча о волках.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Враждебен ли мир для человека?

Ученик спросил дервиша:

Учитель, враждебен ли мир для человека? Или он несет человеку благо?

Я расскажу тебе притчу о том, как относится мир к человеку, - сказал учитель.

"Давным-давно жил великий шах.

Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного.

Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Зеркала были необыкновенно ясные, и посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало, - настолько точно они отражали предметы.

Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо.

Спросишь: "Кто ты?" - и услышишь в ответ с разных сторон: "Кто ты? Кто ты? Кто ты?"

Однажды в эту залу забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила ее со всех сторон, сверху и снизу.

Собака на всякий случай оскалила зубы, и все отражения ответили ей тем же самым.

Перепугавшись не на шутку, она отчаянно залаяла. Эхо повторило ее лай.

Собака лаяла все громче. Эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, кусая воздух,

И ее отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами.

Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла, сражаясь со своими собственными отражениями".

Теперь ты видишь, - заканчивал дервиш, - мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Он безразличен к человеку. Все происходящее вокруг нас - всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков.

Мир - это большое зеркало.

Основное правило достижения цели

К Мастеру в стрельбе из лука пришли трое новичков:

Ты самый ловкий стрелок во всём мире! Мы хотим стать такими же успешными и продолжить твоё дело, – сказали они.

Я могу научить вас стрельбе из лука! – ответил Мастер. – Рассказать все тайны и премудрости этого дела. Но в свои ученики я возьму только одного! И он сможет стать самыми лучшим стрелком и по- настоящему успешным человеком.

Чтобы выбрать кого-то к себе в ученики, Мастер предложил пройти всем троим небольшое испытание. Он повесил на дерево мишень, и на расстоянии нескольких метров подвёл первого новичка.

Что ты видишь перед собой? – спросил Мастер.

Я вижу дерево, на котором висит мишень.

Что ещё? – спросил Мастер

Позади зелёная лужайка, на ней растут цветы.

Хорошо, - сказал Мастер и подозвал следующего претендента в ученики. – А ты что видишь перед собой?

Я вижу мишень, дерево, поляну, цветы, небо, – ответил второй новичок.

Хорошо! – ответил Мастер и задал такой же вопрос третьему новичку. – А что видишь ты?

Я вижу перед собой мишень! – ответил он.

Хорошо, – сказал Мастер, – что ещё?

Больше ничего! Самое главное – это мишень, я вижу только её!

Молодец! – сказал Мастер. – Ты добьёшься в жизни больших успехов. Я возьму тебя в свои ученики.

Когда есть цель, всё остальное не имеет значения.

Притча «Истинные знания».

Однажды школьный Учитель пришел к очень уважаемой Учительнице и обвинил ее в том, что ее метод обучения абсолютно алогичен, что это какая-то безумная болтовня, и в некоторых других вещах такого рода. Учительница достала из своей сумки драгоценный камень. Она указала на магазинчики торгового центра и сказала:

Отнесите его в магазины, где продают изделия из серебра и батарейки для часов, и посмотрим, сможете ли Вы получить за него сотню золотых фунтов.

Школьный Учитель перепробовал все, что мог, но ему предлагали не больше, чем сотню серебряных пенсов.

Отлично, - сказала Учительница. – А теперь пойдите к настоящему ювелиру и посмотрите, что даст Вам он за этот камень.

Школьный Учитель отправился в ближайший ювелирный магазин и был несказанно удивлен, когда ему вдруг предложили десять тысяч золотых фунтов за этот камень.

Учительница сказала:

Вы пытались понять природу тех знаний, которые я даю, и мой способ обучения точно так, как торговцы серебром пытались оценить этот камень.

Если вы хотите уметь определять истинную ценность камня,

Станьте ювелиром.

Притча о целеустремлённой лягушке

Собрались несколько лягушек и разговорились.

Как жаль, что мы живём в таком маленьком болоте. Вот бы добраться до соседнего болота, там значительно лучше! – проквакала одна лягушка.

А я слышала, что в горах есть отличное место! Там чистый большой пруд, свежий воздух, и нет этих хулиганов-мальчишек, – мечтательно проквакала вторая лягушка.

А вам-то что с этого? – огрызнулась большая жаба. – Всё равно вам туда никогда не добраться!

Почему не добраться? Мы лягушки можем всё! Правда, друзья? – сказала лягушка-мечтатель и добавила, - давайте докажем этой вредной жабе, что мы сможем переехать в горы!

Давайте! Давайте! Переедем в большой чистый пруд! – заквакали все лягушки на разные голоса.

Так они все стали собираться к переезду. А старая жаба рассказала всем жителям болота о «глупой затеи лягушек».

И вот когда лягушки двинулись в путь, все, кто остался в болоте, в один голос закричали:

Куда вы, лягушки, это же НЕВОЗМОЖНО! Вы не дойдёте до пруда. Уж лучше сидеть в своём болоте!

Но лягушки не послушали, и двинулись в путь. Несколько дней они шли, многие выбивались из последних сил и отказывались от своей цели. Они поворачивали обратно в родное болото.

Все, кого встречали лягушки на своём нелёгком пути, отговаривали их от этой безумной затеи. И так их компания становилась всё меньше. И только одна лягушка не свернула с пути. Она не вернулась обратно в болото, а дошла до чистого красивого пруда и поселилась в нём.

Почему именно она сумела достичь цели? Может, она была сильнее других?

Оказалось, что эта лягушка просто была ГЛУХАЯ! Она не слышала, что это НЕВОЗМОЖНО! Не слышала, как её отговаривали, именно поэтому именно она легко добралась до своей цели!

Притча об устрице и орле.

(Эта притча основана на истории из древнеиндийской мифологии о том, как был создан человек)

Вначале Бог создал устрицу и положил ее на самое дно. Жизнь ее не отличалась разнообразием. Целый день она ничего не делала

Только открывала раковину, пропускала немного воды и снова закрывалась. День шел за днем, и она все открывала раковину и закрывала, открывала и закрывала…

Тогда Бог создал орла и подарил ему свободный полет и возможность достигать высочайших вершин. Для него не существовало границ, но орел должен был платить за свою свободу.

Ничего не падало ему с неба. Когда у него появлялись птенцы, он целыми днями охотился, чтобы добыть достаточно пищи. Но он рад был оплачивать этот дар такой ценой.

В конце концов, Бог создал человека. И привел его сначала к устрице, потом к орлу. И велел ему выбрать свой образ жизни.

Постоянно учась и развиваясь, мы делаем выбор между двумя формами существования. Устрица означает людей, которые не стремятся расширять свой горизонт. Очень часто в таком случае им приходится всю жизнь делать одно и то же.

Кто решается жить как орел, выбирает, наверняка, нелегкую дорогу. Скорее всего, есть только одна возможность пройти ее до конца – мы должны научиться находить удовольствие в учебе и развитии.

Чем больше мы учимся и растем, тем свободнее мы становимся. Препятствия и проблемы становятся, с этой точки зрения, уроками.

Урок бабочки.

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения.

Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.

Я просил возможность летать…А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.

Я просил благ… А жизнь дала мне возможности.

Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.

Сильная снежинка.

Давайте-ка проверим, кто из нас сильнее, кто сможет эту сухую ветку сломать.

Разбежалась первая снежинка и прыгнула со всей силы на ветку. Ветка даже не пошевелилась. За ней вторая. Тоже ничего. Третья. Тоже не дрогнула ветка. Падали снежинки на ветку всю ночь. Целый сугроб на ней образовался. Прогнулась ветка под тяжестью снежинок, но никак не хотела ломаться. А одна маленькая снежинка все это время парила в воздухе и думала: «Если уж те, что побольше, не смогли ветку сломать, то куда мне?»

Но подружки звали ее:- Попробуй! Вдруг у тебя получится!

И снежинка, наконец, решилась. Она упала на ветку, и... ветка сломалась, хотя снежинка эта и не была сильнее остальных.

И кто знает, может именно твое доброе дело победит зло в чьей-то жизни, хотя ты и не сильнее остальных.

Кого винить?

В вагоне поезда девочка что-то старательно пишет в тетради. Мама спрашивает у нее: «Что ты пишешь, доченька?» - «Я описываю места, которые вижу из окна. Можешь почитать, мамочка», - отвечает дочь. Мама читает написанное и высоко поднимает брови: «Но у тебя в словах столько ошибок, доченька!» - «Ах, мама! - восклицает девочка. - Здесь поезд какой-то не такой! Он так качает, что очень трудно писать правильно!

В своих ошибках всегда вини себя, а не обстоятельства, и никогда не ошибешься.

Незабудка.

Притча о милосердии и любви к природе для детей

Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.

Рос он, рос…И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем.

Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.

Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…

Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.

А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…

Cпор ветра с солнцем.

Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике.

Ветер сказал: «Я сейчас вмиг сорву с него плащ!» И начал дуть. Он дул очень сильно и долго. Но человек только плотнее закутывался в свой плащ.

Тогда Солнце начало пригревать путника. Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке. Солнце сказало Ветру: «Видишь: добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием».

Счастье рядом.

Старый мудрый кот лежал на травке и грелся на солнышке. Тут мимо него пронёсся маленький шустрый котёнок. Он кувырком прокатился мимо кота, потом резво подскочил и снова начал бегать кругами.

Что ты делаешь? - лениво поинтересовался кот.

Я пытаюсь поймать свой хвост! - запыхавшись ответил котёнок.

Но зачем? - засмеялся кот.

Мне сказали, что хвост - моё счастье. Если я поймаю свой хвост, то поймаю и свой счастье. Вот я и бегаю уже третий день за своим хвостом. Но он всё время ускользает от меня.

Да, - улыбнулся старый мудрый кот, - когда-то я, также как и ты, бегал за своим счастьем, но оно всё время ускользало от меня. Я оставил эту затею. Спустя время я понял, что нет смысла гоняться за счастьем. Оно всегда следует за мной по пятам. Где бы я ни был моё счастье всегда со мной, нужно всего лишь помнить об этом.

Материнское сердце.

На освещенной солнцем лесной опушке росла с юными дочками красивая береза. Любила она своих деток, ласкала раскидистыми ветками, защищая от холодного ветра и проливного дождя. А летом под ее сенью не страшило березок никакое палящее солнце. Было им "при солнышке тепло, а при матушке добро".

Но однажды разыгралась в лесу гроза. Да не на шутку. Раскаты грома сотрясали землю, а небо то и дело освещалось молниями. Затрепетали от страха тонкоствольные красавицы. Но мама-береза успокаивала их, обняв своими сильными ветками: "Не бойтесь ничего. Молнии не смогут заметить вас под моими ветвями. Я – высокая и…". Договорить она не успела.

Сильный треск раздался среди леса. Огромная молния беспощадно ударила по березе, опалив сердцевину ее ствола. Но береза не загорелась. Силы покидали ее, злой ветер пытался повалить наземь, сильный ливень расплетал ветки, но под ними были ее дети и никто, кроме матери, не смог бы их теперь защитить.Она еще сильнее прижимала к себе дочерей, еще больше своими слабеющими ветками ласкала их тонкие станы, омывая стекающими по листочкам слезами. В последний раз. Не было предела материнской любви.

Лишь когда все закончилось и над умытым дождем лесом вновь воссияло солнышко, она, покачнувшись, тихо опустилась на землю. "Я никогда не брошу вас, – прошептала она березкам, – мой ствол очень скоро зарастет травой и покроется мхом. Но в нем никогда не перестанет биться мамино сердце. Его не в силах разбить никакая молния".

Когда береза падала, она еще раз ласково обняла дочерей, и не задела ни одну из них. Так три стройные красавицы и растут вокруг покрытого мхом старо пня. Бывает, сядет путник отдохнуть в их тени на ствол старого дерева и покажется ему, что тот удивительно мягкий. Закроет глаза, и услышит, как в нем стучит материнское сердце…

Святое озеро.

Жили два брата-берега и сестра-река. Один берег был высокий и поросший густым лесом, отчего считался богатым. А другой, низкий и песчаный – бедный.

Попросил как-то бедный берег у богатого брата немного дров, чтобы развести костер и погреться. Да куда там! Возмутился богатый берег:

Если я каждый раз буду давать тебе даже понемногу, то так, глядишь, у самого ничего не останется. И стану я, как и ты – бедным!

Услышало это небо, нахмурилось. Сверкнула молния и ударила в большой дуб на высоком берегу. Загорелся лес. И такой начался пожар, что взмолился высокий берег:

Сестрица река! Братец берег! Выручайте! Спасайте! Без воды и песка – пропаду!

Не раздумывая, река и бедный берег бросились на помощь брату.

И так старались, что она, заливая пожар водой, отдала себя до последней капли, а он, засыпая его песком – все до последней песчинки.

Так они и погасили пожар.

Но это не принесло облегчения богатому брату. Ведь осталась теперь перед ним лишь большая пустая низина. И не стало у него ни сестры, ни брата…

Прошло время.

Дожди и трудолюбивые родники постепенно заполнили низину водой. И стала она озером, которое люди, узнав его историю, назвали «святым». А как иначе назвать плод жертвенной любви?

И когда кто-нибудь оставался здесь переночевать, высокий берег, виновато вздыхая, щедро одаривал его лучшими дровами, которых неизменно хватало до самого рассвета, несмотря на то, что ночи в этих местах всегда были длинными и холодными…

Нужные знания.

Китайская басня.

В древние времена жил человек Чжу. Однажды он узнал, что старый охотник Ма Тэн умеет убивать драконов. Чжу пришел к нему и попросил научить убивать драконов.

Это трудное искусство. Готов ли ты без отдыха пять лет учиться с утра до вечера? Есть ли у тебя деньги, чтобы заплатить за учение?

Да, - сказал Чжу и приступил к учению. Прошло пять долгих лет. Все эти годы он прилежно учился побеждать драконов. Он вернулся в деревню без копейки в кармане, но зато мог победить любого дракона. Чжу прожил долгую жизнь, но, ни разу не повстречался с драконом. И так как он ничего не умел делать, то жизнь его протекала в горести и нужде. И только состарившись, Чжу понял простую истину: познания хороши те, которые нужны людям и приносят им пользу.

О мальчике, который верил в чудеса.

Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает?

«Дорогой мой, - с любовью ответила ему мама, - если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что чудес не ищут, - к добрым людям они приходят сами».

Материал собран с различных сайтов интернета.


Притчи совы Анфисы. Притчи для детей - это короткие и понятные рассказы, в которых содержится мудрость

«Как сороку воровать отучали»

На опушке леса, за тем самым дубом, что верхушкой в небо упирается, в расщелине скалы живет сова Анфиса.Звери то и дело за советом к ней ходят, поскольку мудрее Анфисы, наверное, никого на свете нет!

Эй, сорока, что это в клюве у тебя блестит? – Спрашивает как-то сова свою соседку.

Кы-кыш, кы-кы, кы-кы, - пробормотала сорока.

Потом села на ветку и аккуратно положила рядом с собой крохотное колечко:

Я говорю, стащила у зайчихи побрякушку.

Смотрит Анфиса, а соседка так и сияет от удовольствия.

Когда же ты воровать перестанешь, бессовестная? – грозно ухнула она.

Но, сороки уже и след простыл. Полетела свое сокровище прятать… Думала-думала Анфиса, как злодейку проучить, а потом решила к медведю обратиться.

Слушай, Прокоп Прокопович, дело у меня к тебе. Забери-ка ты у сороки сундук с ворованным «богатством». Я давно уж приметила, на какой поляне она его прячет. Только самой мне его ни в жизнь не поднять – сорока за эти годы его под завязку наполнила!

А, что мне с ним делать? – почесал затылок косолапый.

Ничего, - усмехнулась Анфиса, - пусть пока в твоей берлоге постоит…

Не прошло и часа, как сорока весь лес всполошила.

Караул! Обокрали! Злодеи! – громко кричала она, кружа над поляной.

Тут ей Анфиса и говорит:

Видишь, соседушка, как неприятно обворованной быть?

Прикрыла сорока стыдливо глаза крылом, и молчит. А сова поучает:

Не делай больше другим того, чего себе не желаешь.

С тех пор сорока чужого не берет. Звери же, радуясь найденным вещам, закатили в берлоге у Прокопа Прокоповича такой пир, что косолапый до сих пор их выгнать не может…

«Страшное наказание»

Пришла однажды к сове Анфисе ежиха, и стала на сыночка любимого жаловаться:

Мой озорник постоянно норовит один в глубь леса убежать! А, ты знаешь, Анфиса, как это опасно! Я ему уж тысячу раз говорила, чтобы без нас с отцом из гнезда ни шагу. Да все без толку…

Так придумай для него какое-нибудь наказание, - посоветовала сова.

Но, ежиха грустно вздохнула:

Не могу. Он мне еще на той неделе заявил: «Раз ты меня ругаешь и наказываешь постоянно, значит, не любишь!»

Анфиса чуть с ветки не упала от такой глупости. Потом ухнула деловито несколько раз, и сказала:

Иди домой, ежиха, и скажи своему сыночку, что все ему теперь можно, и наказывать ты его ни за что не станешь. А, как вечер наступит, я к вам в гости прилечу…

Так они и сделали. Только первые звезды зажглись на небе, сова расправила крылья и поспешила на другой конец леса. Подлетела к знакомому кусту, под которым семья ежей жила, а там та-а-акое! Ежонок от счастья колючки распушил, и прыгает счастливый вокруг гнезда. Ежиха голосит, обливаясь горючими слезами. И только папа-еж, как всегда невозмутимо, читает газету. Уж он-то знает – если сова за дело взялась, значит, все хорошо будет.

Что это вы тут расшумелись? – Ухнула Анфиса, подойдя к ежонку.

Мне мама теперь все разрешает! – радостно воскликнул тот, - И больше ни за что наказывать не станет! Эх, пойду я сейчас лес покорять! Все-все закоулки обойду, под каждый куст залезу! Ведь, вокруг столько всего интересного… И, не нужны мне взрослые, я теперь сам себе начальник!

Сова склонила голову на бок и задумчиво протянула:

Ужас ужасный, кошмар кошмарный… Хуже наказания на всем белом свете не найти…

Ты что это, сова, - удивился ежонок, - не поняла что ли? Мне теперь, наоборот, все можно!

Анфиса сощурила свои огромные глазищи, и говорит:

Экий ты глупый! Это же и есть самое страшное наказание – когда родители тебя воспитывать перестают! Слыхал, что с зайцем стало, которого мама за вранье не наказывала? Так заврался ушастый, что весь лес над ним смеется, стыдно нос из норы показать.

Призадумался ежонок, а сова продолжает:

А, про медведя нашего слыхал? У Прокопа Прокоповича вся семья в городе живет. И родители, и братья в цирке работают – настоящие звезды! Одного его туда не приняли. Знаешь, как ему обидно? И, все лишь потому, что он с детства тренироваться не любил. Даже от зарядки отлынивал. Медведица его жалела и на все глаза закрывала. А теперь мечтает наш косолапый о цирке, да только никто его туда не берет – слишком неуклюжий.

Тут и папа-еж решил в разговор вмешаться:

Это ладно! А вот, что с енотом случилось…

Взрослые многозначительно переглянулись. Ежонок, которому было даже страшно представить, что же произошло с бедным енотом, жалобно попросил:

Не надо мне такого страшного наказания! Пусть уж лучше как раньше будет…

Сова кивнула:

Мудрое решение. И запомни, ежонок: кого родители любят, того и наказывают. Потому что от беды уберечь хотят!

Ежиха поцеловала в нос присмиревшего сыночка, а сову усадила за стол. Стали они чаевничать, да о всяких пустяках болтать. Так им весело было, что ежонок вдруг подумал: «И, зачем я от родителей все время сбегал? Дома ведь так хорошо…»

«Про лису и белку»

В лесу все знали, что белка – настоящая мастерица. Хочешь –икебану из сухих цветов сделает, а хочешь – из шишек гирлянду сплетет. Но, однажды задумала она себе бусы из желудей смастерить. Да, такие они красивые получились – глаз не оторвать! Пошла белка перед всеми зверями хвастаться. Те дивятся, рукодельницу хвалят… Одна только лиса недовольна.

Что это ты, рыжая, приуныла? – спрашивает у нее сова Анфиса.

Да, белка все настроение испортила! – отвечает та, - Ходит тут, понимаешь, и хвастает! Надо скромнее быть! Вот, если бы у меня какая обновка появилась, я бы сидела в норке тихонько, да радовалась. А, по лесу ходить и задаваться – последнее дело…

Ничего Анфиса на это не сказала. Крыльями взмахнула и к ручью полетела. Там, за трухлявым пнем, жил ее друг – паук.

Помоги, - говорит ему сова, - лисе накидку сплести.

Поворчал паук для порядка, и согласился:

Через три дня приходи, будет готова. Я паутиной могу хоть весь лес оплести, для меня какая-то накидка – пустяк!

И, правда, через три дня он Анфисе такую дивную шаль показал, что у той от восторга дух захватило! Отдала сова лисе подарок, а та счастью своему поверить не может:

Это мне, что ли? Да, я же теперь краше всех в лесу буду!

Не успела Анфиса клюв открыть, как рыжая плутовка шаль на плечи набросила, из норы выскочила, и бросилась всем в округе хвастать:

А, у меня, звери дорогие, накидка есть, какой ни в одном лесу не найти! Белка теперь со своими бусами мне и в подметки не годится!

Так до поздней ночи лиса по друзьям-знакомым ходила, пока не охрипла. Подошла к ней тогда сова и спрашивает:

Рыжая, не ты ли недавно поучала: «Надо скромнее быть! Вот, если бы у меня какая обновка появилась, я бы сидела в норке тихонько, да радовалась. А, по лесу ходить и задаваться – последнее дело»?

Моргнула лиса раз, моргнула другой, а что ответить не знает:

Что же это, Анфисушка?! Как же это я так?!

Сова крыло вверх подняла, и ухнула:

Это, рыжая, известная мудрость: если кого осудишь – скоро сам такой же поступок совершишь!

Поджала лиса хвост, и шепчет:

Все поняла я, Анфисушка…

Наверное, и правда, поняла. Потому что, больше никто не слышал, что бы лиса кого-то осуждала. А, паук с тех пор известным модельером стал.

«Как светлячок бобром хотел стать»

Заметила как-то Сова Анфиса, что светлячок повадился к реке по вечерам летать. Решила она за ним проследить. День наблюдает, другой… А, светлячок ничего особенного и не делает: сядет под деревцем, да работой бобра любуется. «Странно все это» - подумала Анфиса, но к светлячку решила с расспросами не приставать. Однако скоро в лесу начался настоящий переполох.

Анфиса, что же это на свете твориться?! – негодовала божья коровка, - На той неделе светлячок раздобыл где-то краски, и нарисовал у себя на спине такие же пятнышки, как у меня! А, мне такой родственничек не нужен!

Подумаешь, новость, - перебила божью коровку лесная пчела, - Вот у меня беда, так беда! Этот ваш светлячок попросился к нам в улей. Да только делать он ничего не умеет, и вреда от него больше, чем пользы!

Только и успела Анфиса их выслушать, как прибегает лиса:

Сова, образумь ты этого светлячка глупого! Он от бобра требует, чтобы тот его в подмастерья к себе взял. А, бобер злится – ему помощники не нужны. Не ровен час, подерутся…

Прилетела Анфиса к реке, глядит, а светлячок горючими слезами обливается:

Ну, что я за бестолковое существо! Никакой пользы от меня нет! Вот, если бы я был божьей коровкой… Они красивые! Или, например, пчелой… Они вкусный мед умеют делать!

А, теперь, что? Бобром решил стать? – засмеялась сова.

Ага, - всхлипнул светлячок, - видала, как он плотничает ловко?! Только, он меня ничему учить не хочет. Говорит, я не одно бревно поднять не смогу – слишком маленький.

Выслушала его сова, и говорит:

Прилетай-ка на мою поляну как стемнеет, я тебе кое-что интересное покажу.

Дождался светлячок сумерек, и отправился в путь. Прилетел, а сова его уже дожидается.

Смотри, - говорит ему, - кто это там в кустах притаился?

Присмотрелся светлячок – и, правда, за деревом бельчонок сухой листвой шуршит, да от страха весь трясется.

Ты чего тут сидишь? – удивился светлячок.

Так темно, - шепчет бельчонок, - вот я и заблудился.

Включил тогда светлячок свой фонарик, и скомандовал:

Иди за мной, я тебе тропинку освящать буду!

Пока он бельчонка провожал, еще и лисенка повстречал. Того тоже домой вести пришлось. А, как вернулся к Анфисе, та ему и говорит:

Ну, что? Понял ты теперь, что у каждого свое предназначение? Пока ты обижался на то, что светлячком родился, вокруг столько зверей в твоей помощи нуждались!

Так светлячок стал по ночам лес патрулировать. А, когда никто не терялся, он летел к бобру и сетовал:

Если б не моя работа, я бы тебе помог плотину строить. Эх, мы бы с тобой такую стройку развернули! Но, некогда мне, друг, некогда… Ты уж как-нибудь сам управляйся!

«Злостный вредитель»

Завелся в лесу какой-то особо злостный вредитель. Ринулись все к сове Анфисе за советом. Помоги, мол, нам этого безобразника поймать!

Он мне всю морковку с огорода повыдергивал, - хнычет заяц, - А, ее рано срывать! Не выросла, ведь, еще…

Тут волк как рыкнет:

Да погоди ты, ушастый, со своей морковкой! У меня дело серьезней будет. Собирал я давеча ягоды для белки. Полкорзины набрал, прилег на пригорке отдохнуть, да, видно, задремал. Просыпаюсь – а, моя корзинка доверху наполнена! Вот, думаю, чудеса! Понес я белке угощение, а она как заверещит: «Серый, ты меня отравить собрался что ли?! «Волчьи» ягоды принес! Они же ядовитые!»

Звери хихикают, а волк затылок чешет:

Оконфузился я, сова. Белка теперь со мной разговаривать не хочет. Помоги найти того, кто в корзину эти ягоды подбросил! Уж я его уму-разуму научу…

Вдруг на середину поляны вышла кукушка и обиженно произнесла:

Меня-то этот злостный вредитель и вовсе на пенсию отправить собрался! Просыпаюсь я вчера, а на соседнем дереве часы висят! Да, не простые, а с кукушкой!

Тут даже бобер от волнения за сердце схватился, а рассказчица, перейдя на заговорщицкий шепот, продолжила:

Так она теперь вместо меня и кукует, усталости не зная! А, мне что прикажете делать? Выходит, никому я в лесу больше не нужна?!

Анфиса обвела всех зверей пристальным взглядом, и ухнула:

Не волнуйтесь, к вечеру найду я вашего вредителя.

И, как только все разбрелись по своим делам, полетела сова прямиком к медведю. Пока косолапый чай по чашкам разливал, Анфиса ему и говорит:

Что это ты, Прокоп Прокопович, в злодеи подался? Зайцу морковку выращивать мешаешь, волку ягоды подсунул ядовитые. Старую кукушку и вовсе на пенсию отправить решил…

Медведь так и замер:

Как ты догадалась, что это я?

Сова только крылом махнула:

Что тут гадать? Тебя одного на нашем собрании не было. Так, зачем ты всем гадости делаешь?

Косолапый по столу как стукнул, даже самовар подпрыгнул:

Придумывают они все! Я же для них старался… Зайца мне просто жалко стало, вот и решил помочь ему урожай собрать. Откуда мне было знать, что морковка еще не выросла? А, «волчьи» ягоды я специально искал. Думал, раз они волчьи, значит волки их любить должны… Так что, пока серый спал, я с корзиной весь лес обошел.

Анфиса вдруг заволновалась:

А, часы ты зачем на дерево повесил? Где ты их, вообще, взял?

Так это… Позаимствовал у деревенского доктора, - смутился медведь, - Они у него в спальне на стене висели. Ты пойми, Анфиса, я хотел, чтобы кукушка отдохнуть могла. А то она все «ку-ку» да «ку-ку»! Кто же знал, что куковать ей в радость?!

Выпила сова свой чай и посоветовала:

Ты, Прокоп Прокопович, думай всегда. Даже, если помочь кому-то собираешься. Ведь без рассуждения добродетели не бывает!

Звери медведя, конечно, простили. А вот часы заставили вернуть. Косолапый, помня совет Анфисы, старался идти по деревне на цыпочках - чтобы его никто не заметил. А, то в прошлый раз и доктора, и его жену пришлось валерьянкой отпаивать. Пугливые какие-то попались…

«Медаль для дятла»

Погожим весенним деньком к сове Анфисе прилетел дятел. Он так и светился от радости:

Выдай-ка мне, подруга, медаль!

За какие заслуги? – невозмутимо уточнила сова.

Дятел достал из-за спины какой-то огромный свиток, исписанный сверху донизу, и деловито произнес:

За добрые дела! Погляди, какой я список составил.

Можно испечь пирог с черникой, и угостить друзей. Можно проснуться пораньше, и помочь пчелам собирать нектар. Можно отправиться на реку, найти грустную лягушку, и развеселить ее.

Потом сова запнулась, и неуверенно произнесла:

Можно перевести старушку через дорогу…Слушай, но у нас же в лесу нет никаких дорог! Да, и старушек тоже нет!

Тут дятел принялся объяснять, что про старушку он в книге прочитал. Впрочем, это даже не важно – водятся они в лесу или нет. Главное – придумать, как делать добро. За это он, собственно и рассчитывал получить медаль.

Ладно, - согласилась сова, - Спросим у зверей, что они думают по этому поводу.

Дятел был доволен. Он был уверен, что больше него о добрых делах никто знать не может. Ведь, он свой список всю жизнь составлял. Сова же тем временем полетела к лисе.

Слушай, рыжая, - говорит она ей, - а, что это у тебя сараюшка покосился?

Старый стал, вот и покосился, - вздохнула лиса.

Так ты дятла позови. Пусть починит! – посоветовала Анфиса.

Потом она проведала зайца, белку и свою закадычную подругу-ежиху. Всем сова советовала обратиться за помощью к дятлу. А, через три дня собрала Анфиса на поляне собрание.

На повестке дня, - торжественно ухнула она, - вопрос о награждении дятла медалью за добрые дела!

Тут звери как закричали:

Еще чего! У него же зимой снега не допросишься!

Он мне сарай чинить не захотел, - возмущалась лиса.

И нам с белкой не помог, - подтвердил заяц.

А, со мной даже разговаривать не стал, - с обидой, призналась ежиха.

Растерялся дятел, стал оправдываться:

Но, у меня же список… Я же про все-все-все добрые дела на свете знаю… Я их даже наизусть выучил!

Сова ему и объясняет:

Мало просто о чем-то хорошем знать. Нужно это непременно совершать!

Погоревал дятел, что медаль ему не выдали. А, потом подумал: «Правильно сова сказала. Надо другим помогать». И, отправился он на подвиги – решил ровнехонько по списку все делать. Зря он его, что ли, составлял? Правда, бабушки в лесу не водятся. Но, если хоть одна попадется, он ее непременно через что-нибудь переведет!

Сайт http://elefteria.ru/dosug-pritchi-pritchi-dlya-detey/

Просмотров