Конспект исследовательская деятельность развитие человека подготовительная группа. Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: «Академия чудес. «Волк и лиса - лесные хищники»

Картотека

«Исследовательской деятельности»

подготовительная группа

  1. Почему все звучит?

Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе исследования детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

Описание.

Игра «Что звучит?» - воспитатель предлагает детям за
крыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им
предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? По чему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже про падает.

Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой)

Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Как еще можете назвать предметы, которые будут звучать?

  1. Прозрачная вода

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запах льется, имеет вес).

Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки

Описание.

В гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она
любит играть?

На столе две непрозрачные банки закрыты крышками,одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу. Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая - поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?

Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, как она льете. Какой слышим звук?

  • Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку
  • Какая вода? (Прозрачная.) Что мы узнали о воде?

3. Делаем мыльные пузыри.

Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.

Описание. Медвежонок Миша приносит картинку «Девочка играет с мыльными пузырями». Дети рассматривают картинку. Что делает девочка? Как получаются мыльные пузыри? Можем ли мы их изготовить? Что для этого нужно?

Дети пробуют изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путем смешивания. Наблюдают, что происходит: опускают петлю в жидкость, вынимают ее, дуют в петлю.

Берут другой стакан, смешивают жидкое мыло с водой (1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла). Опускают петлю в смесь. Что видим, когда вынимаем петлю? Потихоньку дуем в петлю. Что происходит? Как получился мыльный пузырь? По чему мыльный пузырь получился только из жидкого мыла? Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую пленку. Она остается в петле. Мы выдуваем воздух, пленка его обволакивает, и получается пузырь.

4. Воздух повсюду

Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство - невидимость.

Материалы: воздушные шарики, таз с водой, пустая пласт массовая бутылка, листы бумаги.

Описание. Галчонок Любознайка загадывает детям загадку о воздухе.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(Воздух)

Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

  • Игровое упражнение «Почувствуй воздух» - дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.
  • Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опус кают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

5. Свет повсюду

Задач: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

Описание. Дед Знай предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно? (Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что находится в «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик.

Л если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы в нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

Игра «Свет бывает разный» - дед Знай предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет - изготовленный людьми. Что светит ярче - свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче - солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

6. Свет и тень

Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Материалы: оборудование для теневого театра, фонарь.

Описание. Приходит медвежонок Миша с фонариком. Воспитатель спрашивает его: «Что это у тебя? Для чего тебе нужен фонарик?» Миша предлагает поиграть с ним. Свет выключается, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. Почему мы хорошо все видим, когда светит фонарик?

Миша перед фонариком помещает свою лапу. Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют. Миша дарит детям подарок.

  • Игра «Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с медвежонком Мишей рассматривают фигурки животных и показывают их тени.
  • Показ знакомой сказки, например «Колобка», или любой другой.

7. Замерзшая вода

Задача: выявить, что лед - твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Описание. Перед детьми - миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость.

Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.)

Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.

Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и
дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.)
В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью
видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля
не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то
корабль может утонуть.

Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В ком нате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?

«Играем с льдинками» - свободная деятельность детей:
они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что
происходит с льдинками.

8. Разноцветные шарики

Задача: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Материалы: палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4-5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели - цветные крути и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы.

Описание. Зайчик приносит детям листы с изображениями шариков и просит помочь ему их раскрасить. Узнаем у него, шарики какого цвета ему больше всего нравятся. Как же быть, если у нас нет голубой, оранжевой, зеленой и фиолетовой красок? Как мы их можем изготовить?

Дети вместе с зайчиком смешивают по две краски. Если получился нужный цвет, способ смешивания фиксируется с помощью моделей (круги). Потом полученной краской дети раскрашивают шарик. Так дети экспериментируют до получения всех необходимых цветов.

Вывод: смешав красную и желтую краску, можно получить оранжевый цвет; синюю с желтой - зеленый, красную с синей - фиолетовый, синюю с белой - голубой. Результаты опыта фиксируются в рабочем листе (рис. 5).

9. Песочная страна

Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Материалы: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Описание. Дед Знай предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?

На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что-либо нарисовать (или обвести готовый рисунок),
а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок
и посмотреть, что получилось.

Все вместе рассматривают детские рисунки.

10. Звенящая вода

Задача: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Материалы: поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске, ковшички, палочки-«удочки» с ниткой, на конце которой закреплен пластмассовый шарик.

Описание. Перед детьми стоят два бокала, наполненные водой. Как заставить бокалы звучать? Проверяются все вари анты детей (постучать пальчиком, предметами, которые предложат дети). Как сделать звук звонче?

  • Предлагается палочка с шариком на конце. Все слушают, как звенят бокалы с водой. Одинаковые ли звуки мы слышим? Затем дед Знай отливает и добавляет воду в бокалы. Что влияет на звон? (На звон влияет количество воды, звуки получаются разные.)
  • Дети пробуют сочинить мелодию.

11. Солнечные зайчики

Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Материал: зеркала.

Описание. Дед Знай помогает детям вспомнить стихотворение о солнечном зайчике. Когда он получается? (При свете, от предметов, отражающих свет.) Затем он показывает, как с по мощью зеркала появляется солнечный зайчик. (Зеркало отражает луч света и само становится источником света.) Предлагает детям пускать солнечные зайчики (для этого надо поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении), прятать их (прикрыв ладошкой).

Игры с солнечным зайчиком: догони, поймай, спрячь его.
Дети выясняют, что играть с зайчиком сложно: от небольшого движения зеркала он перемещается на большое рас стояние.

Детям предлагается поиграть с зайчиком в слабоосвещенном помещении. Почему солнечный зайчик не появляется? (Нет яркого света.)

12. Что отражается в зеркале?

Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

Материалы: зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, новый воздушный шар, сковорода, рабочие

Описание. Любознательная обезьянка предлагает детям по смотреть в зеркало. Кого видите? Посмотрите в зеркало и скажите, что находится сзади вас? слева? справа? А теперь по смотрите на эти предметы без зеркала и скажите, отличаются ли они от тех, какие вы видели в зеркале? (Нет, они одинаковые.) Изображение в зеркале называется отражением. Зеркало отображает предмет таким, каков он есть на самом деле.

Перед детьми различные предметы (ложки, фольга, сковорода, вазочки, воздушный шар). Обезьянка просит их найти все предметы, в которых можно увидеть свое лицо. На что вы обратили внимание при выборе предмета? Попробуйте каждый
предмет на ощупь, гладкий он или шероховатый? Все ли предметы блестят? Посмотрите, одинаково ли ваше отражение во
всех этих предметах? Всегда ли оно одной и той же формы? Где
получается лучшее отражение?
Лучшее отражение получается
в плоских, блестящих и гладких предметах, из них получаются хорошие зеркала. Далее детям предлагается вспомнить, где
на улице можно увидеть свое отражение. (В луже, в речке в
витрине магазина.)

В рабочих листах дети выполняют задание «Найди и обведи все предметы, в которых можно увидеть отражение»(рис.9).

13. Игры с песком

Задачи: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

Материалы: большая детская песочница, в которой остав лены следы от пластмассовых животных, игрушки-животные, совки, детские грабли, лейки, план участка для прогулок дан ной группы.

Описание. Дети выходят на улицу и осматривают площадку для прогулок. Воспитатель обращает их внимание на необычные следы в песочнице. Почему следы так хорошо видны на песке? Чьи это следы? Почему вы так думаете?

  • Дети находят пластмассовых животных и проверяют свои предположения: берут игрушки, ставят лапами на песок и ищут такой же отпечаток. А какой след останется от ладошки? Дети оставляют свои следы. Чья ладошка больше? Чья меньше? Проверяют прикладывая.
  • Воспитатель в лапках медвежонка обнаруживает письмо, до стает из него план участка. Что изображено? Какое место об ведено красным кружком? (Песочница.) Что там может быть еще интересного? Наверное, какой-то сюрприз? Дети, погрузив руки в песок, отыскивают игрушки. Кто это?

У каждого животного есть свой дом. У лисы... (нора), у мед ведя... (берлога), у собачки... (конура). Давайте построим для каждого животного свой дом из песка. Из какого песка лучше всего строить? Как сделать его влажным?

Дети берут лейки, поливают песок. Куда пропадает водичка? Почему песок стал влажным? Дети строят домики и
играют с животными.

14. Какая бывает вода?

Задачи: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.

Материалы и оборудование: таз с водой, стаканы, бутылки, сосуды разной формы; воронки, соломинка для коктейля, стеклянные трубочки, песочные часы (1, 3 мин); алгоритм выполнения опыта «Соломинка - пипетка», передники клеенчатые, клеенка, ведерки небольшие.

Описание. В гости к детям пришла Капелька и принесла кроссворд (рис. 10). Капелька предлагает детям его разгадать, чтобы по ответу узнать, о чем она сегодня расскажет.

В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове «совок» и стоит в нем на третьем месте. Во второй клеточке нужно записать букву, которая спряталась в слове «гром» также на третьем месте. В третьей клеточке живет буква, с которой начинается слово «дорога». И в четвертой клеточке буква, которая стоит на втором месте в слове «мама».

Дети читают слово «вода». Капелька предлагает детям налить в стаканчики воду, рассмотреть ее. Какая вода? Детям предлагаются подсказки-схемы способов обследования (на карточках на рисованы: нос, глаз, рука, язык). Вода прозрачная, не имеет за паха. Пробовать на вкус мы не будем, так как вода не кипяченая. Правило: ничего не пробуем, если это не разрешено.

Имеет ли вода вес? Как это проверить? Дети сравнивают пустой стакан и стакан с водой. Вода имеет вес. Имеет ли вода форму? Дети берут разные сосуды и наливают в них из ведерка по одной банке воды (банки по 0,2 или 0,5 л).Чем можно воспользоваться, чтобы не пролить воду? (Воронкой.) Дети сна чала наливают воду из таза в ведерки, а из него - в сосуды.

Какой формы вода? Вода принимает форму того сосуда, в который она налита. В каждом сосуде она имеет разную форму. Дети зарисовывают сосуды с водой.

В каком сосуде больше всего воды? Как можно доказать, что во всех сосудах одинаковое количество воды? Дети по очереди выливают из каждого сосуда воду в ведро. Так они убеждаются, что в каждом сосуде было одинаковое количество воды, по одной банке.

Как можно убедиться, что вода прозрачная? Детям предлагается посмотреть сквозь воду в стаканчиках на игрушки, картинки. Дети приходят к выводу, что вода немного искажает предметы, но их видно хорошо. Вода чистая, прозрачная.

Капелька предлагает детям узнать, можно ли с помощью соломинки для коктейля перелить воду из одного сосуда в другой. Выставляются картинки-подсказки. Дети самостоятельно рассматривают задание и выполняют его по алгоритму (рис. 11):

  1. Поставить рядом два стакана - один с водой, другой пустой.
  1. Опустить соломинку в воду.
  1. Зажать указательным пальцем соломинку сверху и пере нести к пустому стакану.
  2. Снять палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан.

Дети проделывают это несколько раз, перенося воду из одного стакана в другой. Можно предложить выполнить этот опыт еще со стеклянными трубочками. Что вам напоминает работа нашей соломинки? Какой прибор из домашней аптечки? По такому принципу работает пипетка.

Игра «Кто больше перенесет воды за 1 (3) минуты пипеткой и соломинкой». Результаты фиксируются в рабочем листе (рис.12).

15. Почему предметы движутся?

Задачи: познакомить детей с физическими понятиями: -сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.

Материалы: небольшие машины, пластмассовые или деревянные шары, книги, неваляшка, резиновые, пластмассовые игрушки, кусочки мыла, стекла, микроскопы, листы бумаги, простые карандаши; картинки с изображениями, подтверждающими пользу силы трения.

Описание. В гости к детям пришли Винтик и Шпунтик - это друзья Незнайки, они механики. Чем-то они сегодня озабочены. Винтик и Шпунтик рассказывают детям, что вот уже несколько дней им не дает покоя вопрос, почему предметы движутся? Вот, например, машина (показ игрушечной машинки) сейчас стоит, но может и двигаться. Что же заставляет ее двигаться?

Воспитатель предлагает помочь Винтику и Шпунтику в этом разобраться: «Наши машины стоят, давайте заставим их двигаться».

Дети толкают машины, тянут за веревочку.

Что заставило машину начать движение? (Мы потянули, толкнули.) Как заставить двигаться шарик? (Надо его толкнуть.) Дети толкают шарик, наблюдают за движением.

Игрушка-неваляшка стоит неподвижно, как она умеет двигаться? (Толкнуть, и она будет качаться.) Что заставило двигаться все эти игрушки? (Мы толкали, тянули.)

Ничто на свете не движется само по себе. Предметы могут передвигаться лишь в том случае, когда их тянут или толкают. То, что тянет или толкает их, называется силой.

Кто заставлял сейчас двигаться машину, неваляшку, шарик? (Мы.) Мы с помощью своей силы заставляли двигаться предметы, толкая их.

Винтик и Шпунтик благодарят детей, говорят, что они поняли: сила - это то, что заставляет двигаться предметы. Тогда почему, когда мы хотим заставить двигаться предметы, у которых нет колес, например стул, он сопротивляется и царапает пол?

Попробуем толкнуть слегка стул. Что наблюдаем! (Тяжело
двигается.) Попробуем подвинуть, не поднимая, любую игрушку. Почему тяжело перемещается? Попытайтесь легонько подвинуть книгу по столу. Почему она вначале не
стронулась с места?

Стол и пол, стул и пол, игрушки и стол, книга и стол, когда мы их толкаем, трутся друг о друга. Возникает другая сила - сила сопротивления. Она называется «трение». Царапины на полу от стула возникают из-за трения. Никакая поверхность не бывает идеально ровной.

Винтик. А поверхности мыла, стекла ровные, гладкие.

Воспитатель. Это надо проверить. Что нам может по мочь рассмотреть поверхность мыла, стекла? (Лупа.) Посмотрите на поверхность мыла. На что она похожа? Зарисуйте, как выглядит поверхность мыла под лупой. Рассмотрите поверхность стекла и тоже зарисуйте. Покажите Винтику и Шпунтику свои картинки.

Дети рисуют.

Шпунтик. Вы убедили нас, что никакая поверхность не бывает идеально ровной. Почему на листе бумаги хорошо видны следы от карандаша, а на стекле - почти нет никаких следов?

Попробуем написать на стекле. Воспитатель рисует карандашом на стекле, а потом на бумаге. Где лучше виден след

от карандаша - на стекле или бумаге? Почему? (Трение на шероховатых поверхностях сильнее, чем на гладких. Трение на стекле слабее, поэтому карандаш не оставляет на стекле почти никаких следов.) Как вы думаете, трение может быть полезным? В чем его польза? (Шероховатые резиновые подошвы обуви альпинистов позволяют им дви гаться по скалам, не соскальзывая вниз; дороги и шины автомобилей имеют шероховатую поверхность - это пре пятствует заносам автомобиля и т. д.) Дети рассматривают картинки о пользе силы трения. Если дети затрудняются ответить, можно задать вопрос: «Что бы было, если бы не было силы трения?»

Винтик и Шпунтик. Спасибо, ребята, мы узнали от вас много нового. Поняли, что сила заставляет двигаться пред меты, что между предметами возникает трение. Об этом мы расскажем своим друзьям в Цветочном городе.

Дети прощаются с Винтиком и Шпунтиком и дарят им картинки о пользе трения.

16. Почему дует ветер?

Задачи, познакомить детей с причиной возникновения ветра - движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх - он легкий, холодный опускается вниз - он тяжелый.

Материалы, рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки, свеча.

Описание. Дедушка Знай, к которому в лабораторию при шли дети, предлагает им послушать загадку и, отгадав ее, узнать, о чем он сегодня будет рассказывать.

Летит без крыльев и поет, Прохожих задирает. Одним прохода не дает, Других он подгоняет.

{Ветер)

Как вы догадались, что это ветер? Что такое ветер? По чему он дует?

Воспитатель показывает схему опыта (рис. 18).

Дед Знай. Я приготовил ним этот рисунок. Это неболь шая подсказка для вас. Что вы «идите? (Приоткрытое окно, зажженная свеча у верхней части окна и у нижней.) Попро буем провести этот опыт.

Воспитатель зажигает свечу, подносит к верхней части

фрамуги. Куда направлено пламя? (В сторону улицы.) Что

это значит? (Теплый воздух из комнаты идет на улицу.)

Подносит свечу к нижней части фрамуги. Куда направлено

пламя свечи? (В сторону комнаты.) Какой поступает воздух

в комнату? (Холодный.) К нам в комнату поступил холодный воздух, но мы не замерзли. Почему? (Он нагрелся, в комнате тепло, работает отопление.) Правильно, через некоторое время холодный воздух нагревается в помещении, поднимается вверх. И если мы снова откроем фрамугу, он станет выходить на улицу, а на его место будет поступать холодный воздух. Именно так и возникает ветер в природе. Движение воздуха создает ветер. Дед Знай. Кто хочет объяснить по картинке, как это происходит?

Ребенок. Солнце нагрело воздух над Землей. Он ста новится легче и поднимается вверх. Над горами воздух хо лоднее, тяжелее, он опускается вниз. Потом, нагревшись,

поднимается вверх. А остывший с гор снова опускается вниз, туда, где теп лый воздух как бы освободил им место. Вот и получается ветер.

Дед Знай. Как мы можем опре делить, есть ли на улице ветер? (По деревьям, с помощью вертушки, лен точки, флюгера на доме.) Какой быва ет ветер? (Сильный, слабый, ураган, южный, северный.)

17. Почему не тонут корабли?

Задача: выявить с детьми зависимость плавучести предме тов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.

Материалы: таз с водой; предметы: деревянные, металли ческие, пластмассовые, резиновые, пробка, кусок пластилина, перья; спичечные коробки, упаковка из-под яиц, фольга, стек лянные шарики, бусинки.

Описание. В гости к детям пришел Почемучка и принес много разных предметов.

Почемучка. Я бросал эти предметы в воду. Одни из них плавают, другие тонут. А почему так происходит, не понимаю. Объясните мне, пожалуйста.

Воспитатель. Почемучка, какие предметы у тебя уто нули?

Почемучка. Я теперь уже не знаю. Я, когда шел к вам, все предметы сложил вместе в одну коробку.

Воспитатель. Ребята, давайте проверим плавучесть предметов. Как вы думаете, какие предметы не утонут?

Дети высказывают свои предложения.

Воспитатель. А теперь проверьте свои предположения и зарисуйте результаты.

Дети вносят результаты в таблицу: ставят любой знак в соответствующую графу.

Какие предметы плавают? Все ли они легкие? Одного ли размера? Все ли одинаково держатся на воде?

Что произойдет, если соединить предмет, который плавает, с тем, который тонет?

Прикрепите небольшой кусочек пластилина к трубочке для коктейля, чтобы она плавала стоя. Постепенно добав ляйте пластилин, пока трубочка не утонет. Теперь, наобо рот, понемногу снимайте пластилин. Сможете ли вы сде лать так, чтобы трубочка плавала у самой поверхности? (Трубочка плавает у поверхности, если пластилин распо ложен равномерно по всей ее длине.)

Плавает ли пластилиновый шарик в воде? (Проверяя, узна ют, что тонет.) Будет ли плавать пластилин, если из него слепить лодку? Почему так происходит? Воспитатель. Кусок пластилина тонет, потому что весит больше, чем вытесняемая им вода. Лодка плавает, потому что тяжесть распределилась на большую поверхность воды. И на стоящие лодки так хорошо держатся на поверхности воды, что в них перевозят не только людей, но и разные тяжелые грузы. Попробуйте смастерить лодку из разных материалов: из спичеч ной коробки, из фольги, из коробки из-под плавленого сыра, из коробки из-под яиц, из пластмассового подноса или блюдца. Какой груз может перевезти ваша лодка? Как нужно распреде лять груз на поверхности лодки, чтобы она не утонула? (Равно мерно по всей поверхности.)

Почемучка. А что легче: тащить лодку с грузом по земле или везти по воде?

Дети проверяют и дают ответ Почемучке.

Почемучка. Почему же не тонут корабли? Они же боль ше, тяжелее лодки.

Воспитатель. Предмет плавает на поверхности воды благодаря равновесию сил. Если вес предмета соответствует его размеру, то давление воды уравновешивает его вес и пред мет плавает. Форма предмета тоже имеет большое значение. Форма корабля удерживает его на воде. Это происходит пото му, что внутри его много воздуха, благодаря этому он легкий, несмотря на огромные размеры. Он вытесняет больше воды, чем весит сам.

Дети дарят Почемучке свои лодочки.

18. Путешествие Капельки

Задачи: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение рабо тать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.

Материалы: электрический чайник, холодное стекло, ил люстрации на тему «Вода», схема «Круговорот воды в приро де», географическая карта или глобус, мнемотаблица.

Описание. Воспитатель беседует с детьми и загадывает им загадку:

В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять.

{Вода)

Воспитатель. Догадались, о чем мы будем сегодня гово рить? Мы с вами продолжим говорить о воде. На Земле вода содержится во многих водоемах. Назовите их. (Моря, океаны, реки, ручьи, озера, родники, болота, пруды.)

Дети рассматривают иллюстрации.

Воспитатель. Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озерах, реках, родниках, болотах? В морях и океанах вода соленая, она непригодна для питья. В реках, озерах, пру дах вода пресная, после очистки ее используют для питья. Откуда вода попадает в наши квартиры? (С водоочистных станций.)

Наш город большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы берем тоже много воды. Почему же тогда вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы? Давайте вскипятим воду в электрическом чайнике.

Дети помогают налить воду в чайник, воспитатель вклю чает чайник, все вместе наблюдают за ним, находясь на безопасном расстоянии.

Что выходит из носика чайника при закипании воды? От куда пар появился в чайнике - мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар.)

Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло. По держав некоторое время над паром, выключает чайник.

Воспитатель. Посмотрите, что произошло со стеклом. Откуда появились капельки воды на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим. (Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.)

Можно дать возможность детям повторить этот опыт, но под контролем воспитателя.

Воспитатель. Вот так происходит и в природе (пока зывает схему «Круговорот воды в природе» (рис. 22)). Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднима ются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.

А кто может рассказать, как образуются снежинки?

Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда - снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговорот воды в природе.

19. Чем можно измерять длину?

Задачи: расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с изме рительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд).

Материалы: сантиметровые ленты, линейки, простые ка рандаши, бумага, отрез ткани длиной 2-3 м, тесьма или шнур длиной 1 м, рабочие листы.

Описание. На столе разложены рабочие листы «Измерение высоты стула» (рис. 24).

Воспитатель. Какое задание оставил нам дедушка Знай? (Измерить стул.) Чем он предлагает измерить? (Тапком, каран дашом, носовым платком.) Приступайте к измерению, но не забывайте записывать результаты.

Дети производят измерения.

Воспитатель. Какая получилась высота стул а? Резуль таты измерения карандашом одинаковые у всех, а тапком и носовым платком разные. Почему? У всех разная длина ноги, разные платки. Посмотрите, у дедушки Зная висит картинка «Измерение в Древнем Египте». Чем производили измерения древние египтяне? (Пальцем, ладонью, локтями.) Измерьте стул по-древнеегипетски.

Дети измеряют, записывают.

Воспитатель. Почему получились разные результаты? У всех разная длина рук, размер ладоней, пальцев. А в Древ нем Риме (обращается к картинке) существовала своя система измерения. Чем римляне измеряли? (Футами, унциями, пасами, ярдами.) Чем мы можем измерить ткань по-древнеримски? (Яр дами.)

Дети измеряют ткань, записывают результат.

Воспитатель. Сколько ярдов в куске ткани? Почему у всех разные результаты? Как же быть, если результаты полу чаются разные? Представьте, что вы решили сшить костюм, измерили себя и определили, что вам необходимо купить три ярда ткани. И вот вы пришли в магазин, продавец вам отмерил три ярда. Но вдруг во время шитья вы видите, что ткани не хватает. Вы расстроены. Что же делать, чтобы избежать таких неприятностей? А что нам посоветует дед Знай?

Дед Знай. Люди уже давно поняли, что необходимы одинаковые для всех меры. Первая в мире единица измерения названа метром. Вот такой длины один метр. (Показ шнура длиной 1 метр.) Метр был создан двести лет назад во Фран ции. Сегодня многие страны пользуются метром. Торговля между странами стала гораздо проще и удобнее. Метр разделен на сантиметры. В одном метре сто сантиметров (показывается сантиметровая лента). Какие приборы для измерения длины вы знаете? (Линейка, сантиметровая лента.) Посмотрите на ри сунок (рис. 25). Одинаковые ли это линии?

Выслушиваются ответы детей.

Дед Знай. Не всегда можно доверять глазам. Проверьте теперь с ПОМОЩЬЮ линейки. Одинаковые линии? (Да.) А теперь измерьте с помощью линейки, сантиметровой ленты стульчик, кусок ткани.

Дети производят измерения.

Дед Знай. Почему теперь получились у всех одинаковые результаты? Чем вы измеряли? Измерьте все, что вам хочется. Для чего необходимы измерительные приборы?

Мы сегодня с вами убедились, что измерительные приборы помогают нам точно выполнить измерения.

20. Твердая вода. Почему не тонут айсберги?

Задачи: уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании таети превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Материалы: таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, кораб лики, ванна, картинки с изображением айсбергов.

Описание. На столе стоит тазик с водой, в нем плавает золотая рыбка (игрушка), к ней прикреплена открытка с за гадкой.

Воспитатель. Дети, к нам приплыла золотая рыбка. Что она принесла? (Читает.)

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша - толстое стекло.

(Лед)

О чем эта загадка? Правильно, «крыша - толстое стек ло» - это лед на реке. А как же зимуют рыбы?

Иллюстрация «Свойства воды»

Посмотрите, еще на открытке нарисован холодильник и есть условный значок «глаз». Что это означает? (Надо загля нуть в холодильник.)

Достаем лед, рассматриваем.

Воспитатель. Почему лед сравнивают со стеклом? А по чему его нельзя вставить в окно? Вспомните сказку «Заюшкина избушка». Чем хороша была избушка у лисы? Чем она оказа лась плоха, когда пришла весна? (Она растаяла.)

Воспитатель. Как мы можем убедиться, что лед тает? (Можно оставить на блюдце, и он постепенно растает.)Как ускорить этот процесс?

Ставим лед в блюдце на батарею.
Воспитатель. Процесс превращения твердого льда в

жидкость называется таянием. Имеет ли вода форму? Имеет ли форму лед? У каждого из нас разные кусочки льда и по форме, и по размеру. Давайте разложим их в разные емкости.

  • Дети раскладывают кусочки льда в емкости, а воспитатель продолжает обсуждение, задавая вопросы: Меняет ли форму лед? (Нет.) Как вы его раскладывали? (Брали рукой.) Лед не меняет своей формы, куда бы его ни положили, причем лед можно брать рукой и переносить с места на место. Что такое лед? (Лед - это вода, только в твердом состоянии.) Где на Земле больше всего льда?
  • Воспитатель обращает внимание детей на карту или глобус и продолжает рассказывать о том, что льда много в Арктике,

Антарктике. Самый большой ледник в мире - ледник Лам берта в Антарктике. Как вы думаете, как ведут себя ледники под лучами солнца? Они тоже тают, но растаять полностью и не могут. Арктическое лето короткое и не жаркое.Слышали ли вы что-то об айсбергах? Айсберги - это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике или Антарктике и течением их вынесло в море. Что происходит этими кусками льда? Плавают они или тонут?

Давайте проверим. Берите лед и опускайте его в воду. Что
происходит? Почему лед не тонет?
Выталкивающая сила
воды больше веса льда. Почему не тонут айсберги? (Показ
картинки айсберга.)

Воспитатель. Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море по 6-12 лет, постепенно тают, дробятся на более мелкие части. Опасны ли айсберги? Для кого?

Айсберги большую опасность представляют для кораблей. Так, в 1912 году, столкнувшись с айсбергом, затонул пасса жирский теплоход «Титаник». Вы, наверное, о нем слышали? Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает ко рабли об опасности.

Игра «Арктическое морское путешествие» (помочь в под
готовке и распределении ролей: морской патруль, капитаны кораблей). Вместе с детьми налить воды в ванну, опус тить в воду куски льда, подготовить кораблики. Подвести итог игры: были ли столкновения с айсбергом? Для чего был необходим морской ледниковый патруль?

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности «Береги своё здоровье!»

Выполнил: воспитатель МАДОУ «Д/С №18» Погребная Е.Ю.

Цель : развивать познавательный интерес ребёнка к своему здоровью.

Задачи : развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования. Учить устанавливать причинно-следственные связи, умению делать выводы. Воспитывать эмоционально-ценное отношение к окружающему миру.

Материал : цветные иллюстрации, воздушный шарик, магнитная доска.

Воспитатель : Ребята, а у вас сегодня хорошее настроение? (ответы детей) И у меня тоже хорошее настроение? А догадались почему? (ответы детей) Самым главным из всего того, что вы перечислили является - здоровье! А вы знаете, где прячется здоровье?

Воспитатель : Сегодня мы с вами найдем ответ на вопрос: «Где прячется здоровье?» Присаживайтесь поудобнее и послушайте легенде:

«Давным-давно, на горе Олимп, жили-были боги. Создавали они моря и горы, леса и океаны… Стало богам скучно, и решили они создать человека и заселить нашу планету Земля. Стали решать: каким должен быть человек?

И решили боги спрятать самое главное, что есть у человека – здоровье. Стали думать и решать: куда бы спрятать здоровье? Предлагали спрятать здоровье за высокие горы, в синее море. А один из богов предложил: здоровье нужно спрятать в самого человека.

Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов – ЗДОРОВЬЕ.

Значит, здоровье то оказывается, спрятано и во мне, и в тебе, и в тебе, и в каждом из нас. Ребята, а вы чувствуете себя здоровыми? Послушайте себя. Что значит быть здоровым? А как ты считаешь? А ты здоров? Почему? (ответы детей)

Я вам открою секрет! Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков, эти лучики живут в каждой клеточки вашего организма.

Первый лучик вашего здоровья – это сила! Каких людей вы считаете сильными? (ответы детей). А где прячется сила? (ответы детей). Сила прячется в мышцах. Проверьте ваши мышцы. Сильные ли они? Что необходимо сделать, чтобы мышцы были сильными? (ответы детей). Нужно делать зарядку, поднимать гири, отжиматься от пола. Пословица: Сила укрепляет здоровье человека.

Вот и первый лучик! (выставляю иллюстрацию - физкультурники)

Чтобы узнать второй лучик, я покажу вам фокус. (из воздушного шара выпустить воздух). Что произошло в шарике? (ответы детей). Что за невидимка сидел в шарике? (ответы детей). Правильно – воздух!

Без дыхания жизни нет, Без дыхания меркнет свет, Дышат птицы и цветы, Дышим он, и я, и ты!

Давайте, проверим это!

Опыт:

    Попробуйте глубоко вдохнуть в себя воздух.

    Закройте ладошкой рот и нос.

Что вы ощущаете? (ответы детей). Почему не смогли долго быть без воздуха? (ответы детей).

Правильно! Это каждая клеточка нашего организма взбунтовалась и потребовала воздух. Без воздуха мы погибнем. А где чище воздух? (ответы детей). Чтобы нам отправиться на «улицу», нужно одеться. Одеваемся!

ФИЗМИНУТКА

Нам купили варежки, и конечно валенки. Шубку тёплую оденем, шапку по теплее. И пойдем гулять скорее… Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым. Поднимай скорее ножку, проложи другим дорожку. Мы шагали, мы шагали, наши ноженьки устали. Мы немного отдохнем и потом играть пойдём!

Воспитатель : Дышим носом, дышим правильно. Ребята, что входит в состав воздуха? (ответы детей).

В состав воздуха входит кислород, который выделяют растения. Воздух, который богатый кислородом – это чистый воздух Дышится легче всегда в лесу, особенно в хвойном. А кто скажет – почему? (ответы детей). В хвойных лесах содержится много летучих веществ – фитоцидов, эти вещества убивают вредных микробов.

Второй лучик здоровья – воздух! (иллюстрация деревьев)

Поговорим о третьем лучике здоровья – полезной еде. Зачем человеку еда? Еда – это топливо организма, в еде содержаться витамины. Без еды человек слабеет, у него плохое настроение, бледная кожа. Ребята, а вы умеете выбирать полезные продукты? Сейчас проверим!

Дидактическая игра «В магазин за продуктами»

Молодцы! Умеете выбирать полезные продукты!

Беседа о витаминах, содержащихся в овощах, фруктах, продуктах, полезных для организма человека.

Следующий лучик – вода!

Почему вода – это здоровье? (ответы детей)

Пословица: Чистота – залог здоровья.

Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать режим дня, мыть руки перед едой, закаляться и быть в хорошем настроении.

Пусть болезни все отступят и здоровье крепким будет!

Татьяна Суняйкина
Технологии познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

Гласит китайская пословица.

В своей работе мы старались придерживаться этих слов, ведь в каждом ребенке живет маленький исследователь, который готов ежесекундно покорять новые вершины и изучать неведомые горизонты. И тому подтверждение – любознательность детей, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Дети стремятся к активной деятельности и нам , как воспитателям важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Прежде, чем начать свою работу нами была подобрана и изучена необходимая литература : О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» , О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой» .

Поэтому целью нашей работы стало создание условий для развития познавательного интереса у детей в процессе экспериментальной деятельности . Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность , тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства , качества, возможности.

Перед собой мы ставили следующие задачи :

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды.

Расширять представления детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

Создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач; для возможности радоваться сделанному открытию.

Поощрение инициативности и самостоятельности в работе, создание положительной мотивации к экспериментированию.

Создание дружеской атмосферы и сплочённости детского коллектива, развитие умения работать в команде.

Формы работы, которые мы использовали :

совместная деятельность воспитателя и детей (опыты, познавательные игры , беседы, наблюдения)

наблюдение на прогулке за объектами живой и неживой природы

Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей :

в группе создан экспериментальный уголок в котором имеются необходимые инструменты для экспериментирования : специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки, бросовый материал (камешки, песок, ракушки, семена, инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, зеркало, фонарик и т. д.) .

проводились беседы на тему : «Необходимость и интерес к исследовательской деятельности », об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям.

были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности .

На протяжении всего учебного времени проводили НОД (непосредственная образовательная деятельность ) и опыты-эксперименты по темам :

«Можно ли пить талую воду» - показали детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды;

«Ходит капелька по кругу» - дали детям элементарные знания о круговороте воды в природе;

«Узнай все о себе, воздушный шарик» - знакомили детей с качествами и свойствами резины; учили устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его исследования;

«В мире стекла» - помогали детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое) .

«В мире пластмассы» - знакомили детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помогали выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная) .

«Дерево умеет плавать» - расширяли представление о дереве, его качествах и свойствах; учили устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

«Сравнение стекла и пластмассы» - знакомили детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.

«Волшебная вода» - расширяли знания детей о свойствах воды (жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед - это вода, пар- это вода).

«Ткань и ее свойства» - познакомили с видами ткани (ситец, лен, драп, атлас - впитывающие влагу, кожа, болонья - не впитывают влагу).

«Воздух невидимка» - дали представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, прозрачный, бесцветный. о мире животных и растений : как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т. д. ; условия, необходимые для роста и развития (свет, влага, тепло) ;

«Четыре принцессы» . Познакомили детей с частями суток : утро, день, вечер, ночь, их признаками, последовательностью, значением для жизни всего живого.

«Волшебные кирпичики» . Познакомили детей с понятиями сутки, дни недели, неделя, месяц, год. Объяснили значимость дней недели для жизни человека. Воспитывали интерес к математике.

«Путешествие в прошлое часов» . Познакомили детей с действием и строением солнечных, песочных и механических часов.

Игры-путешествия. Познакомили детей с отдалёнными территориями : Северный полюс, Африка, джунгли. Структура игры состоит из виртуального перемещения детей в исследуемый мир, решения познавательных задач , обобщения новой информации. Во время путешествия дети изучают географические карты, фотографии и иллюстрации, видеоматериалы. Перемещения можно проводить пространственные и временные.

О материалах : глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса.

О человеке : мои помощники – глаза, нос, уши, рот.

О предметном мире : посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт.

О геометрических эталонах : круг, прямоугольник, призма, ромб.

В своей работе создавали образовательные ситуации :

«Спор игрушек» - учили детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т. к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и память.

«На чём полетят человечки» и учили выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности : сравнивали резину с тканью, доказывали зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.

На протяжении своей исследовательской деятельности использовали дидактические игры :

«Расскажи о предмете» ;

«Отгадай материал» ;

«Где спрятался воздух» ;

«Что из чего будет» ;

«Чудесный мешочек» .

В результате НОД и опытов-экспериментов дети :

овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;

познакомились с явлениями природы ;

получили представление о круговороте воды в природе;

уточнили знания о воде, о ее состояниях;

познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;

получили представления о свойствах ткани, резины и т. д. ;

познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;

с удовольствием высказывали предположения и вместе с нами учились делать выводы.

В результате работы нам удалось не только повысить свой уровень знаний, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы . Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить наш уголок экспериментирования.

Считаем необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности , т. к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы , что очень важно в период подготовки ребёнка к школе .

Цель: Формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Способствовать развитию познавательной активности. Развивать любознательность, воображение.

Задачи: Расширять представления детей о химических свойствах окружающего мира. Познакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, растворение и т.д.). Развивать навыки исследования, умения анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы. Закреплять опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в команде, развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас детей.

Материал: две картины зима и лето, парафин, лед, плитка, металлическая кружка, таз с холодной водой.

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, они сегодня посмотрят, как мы с вами будем играть.

Повернись налево к другу

Левую дай руку другу

Шаг назад, и два – вперед!

Влево – вправо поворот!

Покружимся, повернемся

Снова за руки возьмемся.

Три шага вперед, дружок

Станет тесным наш кружок!

Покружились, потолкались

Повернулись, разбежались!!!

Вижу, Вы, готовы, присаживайтесь. Сегодня мы отправляемся в нашу лабораторию, которую создали в нашей группе.

— Что такое лаборатория?

Мы будем лаборантами.

— Кем, вы будете? (лаборантами).

Чтобы начать проводить опыты. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:

  • Внимательно слушать старшего лаборанта.
  • Не шуметь, не мешать, друг другу выполнять, все задания.
  • Соблюдать правила безопасности.

Приготовились: « 1,2,3,4,5

Вокруг себя верчусь, в лаборанта превращусь».

Внимание на монитор посмотрите, какие герои в лаборатории сегодня у вас в гостях.

Как, зовут этих героев? (Винни – пух, пятачок)

Что же сегодня приготовили для вас эти замечательные герои «Диснея», сейчас и начнем узнавать.

Также интересный материал по экспериментально – опытнической деятельности:

Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да) . Тогда слушайте.

Дел у меня немало – я белым одеялом
всю землю укрываю, в лед реки превращаю,
белю леса, поля, дома, а зовут меня… (Зима)

Как хорошо, привольно жить!
Играй — и некуда спешить!
Устал на улице играть —
Иди купаться, загорать. —
Всё в мире солнышком согрето,
Пришло оно, настало …!
Ответ (Лето)

Скажите, зима сразу превратится в лето?

Нет, сначала зима, потом будет весна, а затем лето.

Весной бывает холодно? (да) А тепло бывает? (да)

Весной бывает то холодно, то тепло, значит, весна – это зима и лето одновременно: иногда холодно – но чаще? (тепло). Светит солнце, снег и лед начинают таять. Все теплее и теплее на улице. А потом, наступает? (лето). После лета, наступит? (осень). Осенью все холоднее и холоднее даже скажут нам об этом наши гости, но иногда еще бывает тепло. Значит осень – это уже не лето, но и ещё, ни зима. Осень это и зима и лето одновременно.

А что, бывает зимой? (снег, лед)

Лед, какой? (холодный, твердый и т.д.).

Пройдите, пожалуйста, к столам, возьмите кусочек льда. Как только вы его взяли, что происходит? (начал таять).

От чего так происходит? (от теплоты рук).

Попробуйте сломать?

Возьмите лед и посмотрите через него на свой палец?

Что скажите своим друзьям, лед какой? (лед прозрачный)

Молодцы! Теперь возьмите рядом на тарелочке другой кусочек.

Они похожи? Что это такое вы знаете? Может, быть, знают ваши друзья?

Не знаете, а знаю – это парафин (хоровое и индивидуальное повторение).

Какой парафин? (твердый, непрозрачный и т.д.)

Как вы думаете, может ли парафин стать жидким.

Давайте вспомним: что мы делали со льдом, чтобы он превратился в воду? (нагревали).

А как нагревали? (ладошками)

Пробуйте, нагреть парафин ладошками, получается? (нет)

Скажите, руки у вас горячие? (теплые)

Верно, теплые. Почему же тогда парафин не тает? Кто скажет?

Дети: мало тепла, руки не достаточно горячие.

Как же нам быть. Если руками не получается. Может, есть что – то, что может быть еще горячее?

Дети: солнце, плита.

Ну, солнце на улице, а вот плита у нас есть. Она очень горячая!

Дети: нагревать.

Отлично, давайте нагреем парафин, а чтобы он не пролился, поместим его в железную кружку. Дети наблюдают за плавлением парафина, пока он не растает.

— Что теперь в кружке?

Дети: жидкость

— А откуда взялась жидкость, кто объяснит нашим друзьям?

Дети: Парафин после нагревания стал жидким.

Молодцы! Предлагаю отдохнуть. В круг скорее дружно встанем.

Разминка

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгаем на месте

Эх! Руками машем вместе.

Эхе – хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь итог!

Ребята, теперь вы знаете, что твердое может превратится в жидкое.

— как сделать, чтобы он опять стал твердым?

Дети: охладить.

Правильно, чтобы жидкий, горячий парафин стал твердым его нужно охладить.

Как это сделать? Вы знаете?

Высказывания детей.

Нужно взять холодную воду и влить туда горячий парафин.

— Что происходит с жидкостью?

Дети: Стала остывать, поменяла цвет, собралась в одно целое.

Умнички, все, верно, предлагаю потрогать парафин, каким стал.

Дети: Был парафин жидким, теперь стал твердеть.

Вывод: Горячее нагревает – холодное остужает.

Сейчас будем играть в игру, которую для вас приготовили наши друзья Винни – пух и пятачок называется «Твёрдое – жидкое». Если предмет «твердый», то приседаете и руками обхватываете колени, а если «жидкий» — встаете и поднимаете руки вверх.

Например: (брусок – вода; кирпич – чай; камень – молоко; лед – сок; пенал – коктейль; и т.д.).

Молодцы. Ребята!

Время наше подошло к концу. Нам пора возвращаться в группу, скажем нашим друзьям до свидания, до новых встреч. Произнесем наши слова: «Вокруг себя повернись и в ребенка превратись».

Что нового мы узнали?

Как мы к этому пришли?

Какие были трудности?

Ребята, теперь вы знаете, что, твердое, может превратиться в жидкое, а жидкое в твердое.

Название: Конспект НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудеса и превращения»

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ №124 Детский сад общеразвивающего вида «Вишенка»
Месторасположение: г. Кемерово, Кемеровская область

Организация: МБДОУ «ДС № 56/1 г.Челябинска»

Населенный пункт: г. Челябинск

I .Вид занятия: Познавательна - исследовательская деятельность с интеграцией образовательных областей.

II . Тема «Ищем следы ранней весны…»

III .Программное содержание:

1) Образовательная задача:

Закрепить знания о приметах весны;

Продолжить знакомить детей с природными явлениями (капель, проталины и т. д);

Формировать интерес к познанию природы.
2) Развивающая задача:

Развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность, способность анализировать.

3) Воспитательная задача:

Воспитывать бережное отношение к природе и интерес к миру растений и животных.

Предварительная работа с детьми:

Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о природных явлениях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе.

Подготовка воспитателя:

Написание конспекта и подготовка презентации. Оформление рисунков леса, следов животных. Составление кроссворда о весне.

Материал и оборудование:

Иллюстрации животных и их следов;

Презентация.

Методы и приёмы:

Игровой, наглядный, проблемные вопросы, рассказ воспитателя.

Участники: дети подготовительной группы .

Ход занятия

Организационный момент:

Воспитатель обращает внимание детей, на письмо, оставленное на окне. Вместе с детьми обсуждает содержимое письма.

Воспитатель

Здравствуйте ребята!

Кто-то бросил нам в окошко, посмотрите письмецо! Может это лучик солнца, что щекочет нам лицо. Посмотрим, что же в письме? (достаёт черно-белый листок с изображением леса)

«Мы лесные жители, устали от долгой зимы, лес стал совсем бесцветным, вся природа словно застыла в ожидании весны. Только Вы ребята можете оживить его, если найдёте следы весны, ее приметы и тогда лес снова оживет, заиграет разноцветными, яркими красками.

Поможете лесным жителям?

Дети

Да, конечно, поможем.

Воспитатель

Зима в этом году, долго длиться.

Какой сейчас месяц зимы?

А какой придет за ним?

Ребята, посмотрите, в письме ещё есть лист с пустыми клеточками (показывает пустой кроссворд)

Кто знает, что это такое?

Дети

Ответы детей (кроссворд)

Воспитатель

Если найдёте приметы весны, заносите их в кроссворд,

если правильно их определите, то мы узнаем главное слово КРОССВОРДА.

Как называют людей, кто изучает и наблюдает явления природы?

Дети

Следопыты, исследователи, туристы, натуралисты.

Воспитатель

А вы ребята, хотите стать исследователями, следопытами?

Дети

Ответы детей

Воспитатель

Ну, что, тогда собираемся в поход.

Что нам для этого нужно будет?

Дети

Рюкзак, спички, карта, аптечка, лупы, фонарик, компас и т.д.

Воспитатель

Давайте вспомним, а как нужно вести себя в лесу?

(воспитатель показывает экологические знаки, дети, опираясь на них, дают ответы)

Ну что мы готовы отправиться в путь…

Кто будет возглавлять нашу команду?

Дети

Все желают возглавить поход

Воспитатель

А для этого существует считалочка, которая поможет определить нашего командира, запоминайте её.

Выше ногу, шире шаг,

Ты турист, а не ишак.

(считаются, определяют командира, вручают командиру рюкзак, отправляются в путь)

Включаем первый слайд презентации (весенний лес)

Обратите внимание на снег в лесу, он совсем уже не тот, потемнел он в поле.

В начале зимы он был совсем другим.

А каким он был в декабре, январе?

Дети

Ответы детей (пушистый, искристый, легкий, сухой и т. д.)

Воспитатель

А каким он стал сейчас, в конце зимы?

(выносится два таза заполненные снегом)

Встанем вокруг снега и хорошо его рассмотрим.

А какой он сейчас?

Дети

Ответы детей (мокрым, грязным, хорошо лепится и. т.д.)

Воспитатель

Почему же снег так изменился?

Дети

Лучи солнца с каждым днём становятся ярче и жарче, воздух прогревается, и верхний слой снега подтаивает.

Поэтому снег становится мокрым, рыхлым.

Воспитатель

Вот мы определи первую примету Весны.

Что это?

Дети

Солнце

Воспитатель

Воспитатель открывает первое закрытое слово-солнце.

В народе первый месяц весны называют проталником.

А что это такое проталины?

Дети

Воспитатель

Предлагаю, вам провести опыт и посмотреть, как в природе появляются проталины (проводит опыт: в тазе со снегом помещает горячую грелку, снег начинает таять, появляется дно тазика) .

Вот мы с вами и увидели, как в лесу могут образовываться проталины и в центре её появляется чёрная земля.

Воспитатель

Вот и ещё одну примету ранней весны, мы с вами определили (подходит к кроссворду, читают второе ключевое слово-проталина. На экране появляется второй слайд с изображением проталин).

Воспитатель

Завтра снова солнце встанет, оно возьмётся припекать

и по крыльцу забарабанит капель весёлая опять.

Что такое капель?

Дети

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель

Есть такая народная примета: длинные сосульки к длинной весне, а короткие к короткой!

Как вы можете объяснить такую примету?

Дети

Весной, день становиться длиннее, солнце жарче. И чем теплее весна, тем быстрее растают сосульки.

Воспитатель

А бывает ребята, весна затяжная (берёт градусник и объясняет), днём температура воздуха становятся выше нуля, их называют плюсовыми, а ночь ещё холодно.

Температура опускается ниже 0С, их называют минусовые. Поэтому сосульки и не могут быстро растаять.

Предлагаю вам превратиться в капающие сосульки.

Дети

Изображают капающие сосульки.

Воспитатель

А теперь, давайте, превратим в журчащие ручейки.

В печального снеговика.

В подснежник, который пробивается из- под снега.

Вот и третья примета весны (открывает кроссворд и зачитывает, что это капель . Загорается третий слайд презентации – капель).

Дети

Рассматривают следы через лупу, делают предположения, чьи это следы.

Воспитатель

Весной, животные образую семьи, чтобы вывести потомство.

У лисы, волка, зайца, потомство появляются ранней весной.

Большие следы, это следы родителей.

Маленькие, это следы детёнышей.

Кто затрудняется, давайте посмотрим на образцы животных и их следы.

Скоро и медведь покинет свою берлогу (изобразим, как медведь вылезает из своей берлоги)

Показывает движения со словами

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге,

Потянулся он от сна:

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил.

Наклонился, взад-вперёд.

Вот он по лесу идёт.

Вот и ещё одну примету весны мы отыскали (открывает кроссворд с надписью - медведь, на экране загорается четвёртый слайд презентации - животные)

Дети

повторяют

Воспитатель

Педагог включает следующий слайд-пение птиц…

А что это за трели?

В лесу сейчас очень много птиц.

Остаются ещё зимующие птицы, и прилетают первые перелётные птицы.

Какие птицы сейчас в лесу? (воспитатель раздаёт картинки)

Дети

Называют по картинкам птиц (снегирь, свиристель, клёст, грач, скворец, жаворонок)

Воспитатель

Зимующие птицы летите в синий домик, перелётные в красный.

Дети

Разносят картинки по домикам, определяют зимующих и перелётных птиц.

Воспитатель

Ну, вот и ещё одну примету весны, вы назвали.

Открывает кроссворд, зачитывает перелётных птиц. Открывается слайд - перелётные птицы.

Воспитатель

Посмотрите, ребята, какое же получилось слово в кроссворде

Дети

Зачитывают слово – Весна!

Воспитатель

Вот мы с вами и нашли, определили, приметы ранней весны (показывает детям цветной рисунок леса).

Лесные жители оставляют вам в благодарность свои автографы.

Педагог дарит следы животных… .

До свидания, дети!

Просмотров