Чучело масленицы. Магическая сила Масленицы: зачем сжигают чучела Нарисовать лицо кукле масленице

.

Каждый год в конце зимы в жителях России просыпается дух языческих предков, и, несмотря на мольбы и угрозы МЧС не создавать пожароопасную ситуацию, во дворах и на площадях пылают чучела антропоморфной формы.

К сожалению, даже такой древний языческий обряд не избежал коммерциализации и многие поддаются слабости, покупая готовые чучела. Мы же решили написать первую инструкцию по изготовлению настоящей Масленицы, чтобы проводы зимы прошли в соответствии с правилами.

Нашим экспертом стал заведующий фольклорной секцией Самарского центра русской традиционной культуры Андрей Давыдов, много лет собирающий традиции и обряды, присущие нашим краям.

Жечь или не жечь?

Андрей Давыдов:

- Во-первых, у нас, в Самарской области, чучело было далеко не везде. Жечь чучело на Масленицу — это стереотип. В некоторых сёлах просто сваливали солому в кучи и жгли. Сжигали старые вещи — считалось, что таким образом мы избавляемся от старого и переходим к чему-то новому. И далеко не всегда это была фигура Масленицы.

Во-вторых, если всё-таки было чучело, то его тоже наряжали в старые изношенные вещи, в разное тряпьё. Масленицу могли просто повозить по селу, спеть масленичные песни, а потом вывезти на пустырь и просто растащить, растоптать.

Традиционно считается, что если делали голову, то делали её обезличенной, то есть без лица. Вообще, у традиционной куклы очень поздно появилось лицо: якобы считалось, что рисование лица копировало какого-то человека. Тут есть некий ритуальный момент (вспомнить даже куклы Вуду) — на куклу можно сделать наговор. Так что куклу или чучело старались обезличить, чтобы душа в ней жить не могла.

У наших соседей в Ульяновской области, в Корсунском районе была традиция делать большую куклу Масленицы, наряжать в лохмотья и везти её на разукрашенных санях по улицам села. Вез её так называемый Дед. Это был мужик, который наряжался в старика, надевал бороду из пакли, шапку набекрень. Он возил Масленицу по улицам и так оповещал всех, что праздник начинается.

Символика, обряды и блины


Л.С. Кожин — «Масленица. Проводы Зимы»

Если не вдаваться в подробности и не расписывать всю глубину обрядов, то суть Масленицы можно объяснить празднованием окончания зимы и начала весны. Сюда вплетается и тема начала новой жизни, а значит, отказ от всего старого.

Кроме того, древние языческие обряды переплелись с православием, и масленичная неделя считается мясопустной, когда верующие готовятся к Великому посту. Однако можно было есть яйца, масло, сыр, всевозможные пироги, и среди прочего были блины, которые только недавно стали считаться особенным блюдом.

Андрей Давыдов:

- Блины — это тоже стереотип, они не являются исключительно масленичной атрибутикой. Во-первых, блины не жарили, как сейчас, переворачивая на сковородках, а пекли в русской печи, блин был достаточно толстым. И никогда не считался символом Солнца, как сейчас принято думать.

Их пекли не из пшеничной муки, которая была достаточно дорогая, а из гречишной с добавлением других круп — и блин получался чёрно-коричневым. Это уже в позднее время Куприн сравнил его с Солнцем, и пошла эта катавасия.

Масленичных песен не так много. У нас на территории Самарской области в этих песнях нет ни слова про Масленицу. Но их пели, когда молодёжь каталась на санях.

Одной из любимых тем была свадьба, когда молодые пары сажали на сани и катали по деревне, показывая красивых молодожёнов. И им пели лирические песни, которые считались масленичными.

В соседних областях пели, например, такую песню:

Запрягу я кошку в санки и поеду до кумы Наталки.
Масляная счастливая, протянися до Велика дня! (то есть до Пасхи)

Запрягу я бугая, куда люди, туда я.
Масляная счастливая, протянися до Велика дня!

Едут люди по сено, болит мое колено,
Едут люди по дрова, болит моя голова.
Едут люди по горелочку, а я с ними помаленечку!

Как сделать чучело?


В.Б. Котляров — «Масленица. Проводы зимы»

Несмотря на то, что в разных регионах Масленица отмечалась по-разному, сейчас самым популярным обрядом считается сожжение чучела. В тех регионах, где практиковалось подобное, необходимыми признаками Масленицы была человекоподобная конструкция, имеющая ярко выраженные женские формы.

Основой для туловища Масленицы служил сноп соломы, на который крепили верёвками голову и руки. Большую грудь делали из соломенных жгутов. Главное, чтобы внешние признаки были комично преувеличенными, а сама фигура должна была быть как можно больше.

Самым же популярным и доступным способом изготовления Масленицы в современных условиях считается использование деревянной крестовины, на которую наматывается либо солома, либо, что сейчас актуальнее и доступнее, старые газеты. Всё это крепится к крестовине бечёвкой. Разумеется, никакого скотча, полиэтиленовой плёнки и других химических материалов быть не должно.

Голова, несмотря на соблазн нарисовать глаза, рот и щёки, у настоящей Масленицы должна быть обезличена. Одежда Масленицы — старая и ветхая.

Иллюстрация обложки: А. Брусилов. «Масленица»

Да как ее ставить-то, ну? Вот и я не знаю. Есть, на что присобачить? — работники фольклорного жанра, приехавшие отработать программу в зареченском музее-усадьбе Думновых, пытаются воткнуть куклу-Масленицу в жесткий мартовский снег. Пышнотелая Масленица, раскинув щедро набитые соломой руки, упрямо валится навзничь — словно предчувствует близкую кончину. Лежа на снегу, она обреченно смотрит в синее весеннее небо безглазым лицом. Фольклорная команда, мучаясь совсем другими вопросами бытия, обнаружила в усадебном дворе крепкий чугунный лом, примотала к нему соломенную барышню куском мусорного пакета и, наконец, воткнула страдалицу в сугроб подходящей высоты. Выдохнули, оглядели: — Ну и черт с ней, сойдет. Пошли, уже петь пора для этих. Ну, которые едят.

Хозяйка усадьбы, увидев куклу на ломе, хватается за голову.

Ничего поручить нельзя! Это они так Масленицу подготовили?! Быстро отвязывайте, сейчас по-человечески сделаем.

За спиной у хозяйки работники вздыхают — «ненормальная, и чего ей вечно надо?». Она, в свою очередь, закатывает глаза: «неужели так трудно сразу сделать хорошо?».

Дела семейные

Хозяйку зовут Галина Масленникова. Она — известный мастер-кукольник с собственной мастерской в Москве. Работает не в одиночку, а возрождает традиции артельного производства: все куклы делаются вручную, одна мастерица шьет костюмы с исторической точностью, другая создает тело, третья расписывает лицо… Над одной полуметровой куколкой зачастую колдуют человек двенадцать. Галина привыкла доверять профессионалам и внимательно относится к каждой мелочи. Понятно, почему она не может оставить Масленицу торчать посреди двора на железном ломе — ни в Москве, ни, тем более, в своей родовой усадьбе в Заречье.

Музей-усадьба фабриканта Думнова — еще один проект Масленниковой, творческий и личный. В маленьком селе Владимирской области Галина воссоздала старинный дом своих предков, до революции — владельцев местной фабрики по производству шелка, бархата и плюша.

Все село работало на производстве шелка. Четыре поколения моих предков занимались этим делом, представляете? — Галина не впервые рассказывает гостям историю своей семьи, но гордости в ее голосе меньше не становится. — Потом революция, отобрали и производство, и дом. Советское время от нашей усадьбы не оставило ничего, кроме стен. В ней 80 лет была школа. Я вернулась в родные места, выкупила дом и стала по крупицам собирать старинные вещи, чтобы воссоздать интерьеры XIX века и сделать музей. На это ушло десять лет.

Очередной сельский музей с пустынными комнатушками и провинциальными экспонатами — Галина понимала, что это путь в никуда. Она сделала то, о чем мечтают очень многие: вернула в родовую усадьбу жизнь. Дом фабриканта Думнова в Заречье — одновременно музей ткачества, показательная купеческая усадьба конца XIX века и гостиница, где отдыхают в «русском стиле». Даже современные удобства сделаны так, чтобы не нарушать атмосферу. Можно в душ ходить — можно в баню, можно на плите готовить — можно в печи. Гостевые комнаты в «Доме сельского ткача» выглядят совершенно по-музейному, с той разницей, что в этом «музее» можно с комфортом жить несколько дней.

Так было не всегда. Несколько лет назад усадебный дом сгорел. Дотла.

Мы лишились всего. Не осталось ни шкафов, ни кроватей, только каменные стены, да и те оплавились. Пришлось все возводить с нуля, а у нас это так сложно… — Галина хмурится, но вдруг выдает тоном «женщины в русских селеньях»: — Зато теперь для меня любой дом построить — тьфу!

Сгоревшие плоды десятилетнего труда удалось восстановить всего за два года. Еще до пожара дом-музей был очень популярен у туристов, так что многие щедро жертвовали на его восстановление.

Мы сотрудничаем с разными компаниями, у нас часто бывают туристы — немцы, французы… Для них мы такая русская экзотика в 60 км от Москвы. А для нашего туриста присутствие иностранцев тоже важный показатель. В итоге всем хорошо. Но вот что интересно: после пожара деньги на восстановление давали в основном наши, русские. Просто присылали — мол, мы слышали о вашей беде, возьмите! Немцы тоже поучаствовали. А вот французы хоть бы один евро оставили... И ведь их здесь много было, все усадьбой восторгались, а как помощь понадобилась — тишина. Я к тому, что все эти разговоры о щедрой русской душе — не сказки, сама убедилась.

Чай на шишках

Дом, которым восхищаются постояльцы, пронизан мягким светом. Лучи освещают старинные чемоданы, столики с кружевными салфетками и кровати с горками больших подушек. Здесь даже пыль кажется антикварной. Гости сидят за большими столами и ждут, когда вскипит самовар. Настоящий, никаких электрических подделок.

Сперва, значит, бумагой топим. Это фотографировать не надо, неинтересно, — машет руками Сергей, верный помощник Галины. В усадьбе Сергей работает уже три года — правда, по его собственному выражению, «вахтами». Сам он родом из Молдовы, приезжает-уезжает. Но к Заречью явно прикипел, здесь он мастер на все руки — и баню растопить, и цветник разбить, и снег с дорожки убрать. И самовар вскипятить.

Теперь, значит, начинаем бросать щепки. А потом и шишки, — комментирует процесс Сергей. Правда, в ответ на вопрос, зачем топить шишками, пожимает плечами: так хозяйка велела.

Во-первых, это давняя традиция, — усмехается Галина. — А во-вторых, для аромата. От этих шишек вода становится такая… хвойная, с дымком. Сами почувствуете. Пойду французов позову — они всегда с упоением самовар фоткают.

Через минуту на крыльцо высыпает компания иностранцев и все, как предсказывала Галина, достают фотоаппараты, завороженно глядя на пламя, вырывающееся прямо из центра большого железного «чайника».

Они никогда не понимают, куда я щепки кидаю, — тихо смеется Сергей. — Думают, что прямо в воду, что там все в золе. Приходится снимать крышку, показывать, что вода чистая.

Вода закипает, когда дым начинает идти не из трубы, а из-под крышки. Самое ценное в самоваре — он долго сохраняет тепло, так что его можно смело ставить даже в беседке на морозе. Как сейчас, во время Масленицы.

Я слышал, что в это время вы празднуете ма… ма… ну, как там вы это называете? — на ломаном английском сообщает Морис, турист из Бреста. Не белорусского Бреста, а французского, на побережье Бретани. — Захотелось посмотреть. Ничего в этом не понимаю, но приехал сюда, потому что слышал, что у Галины все как надо, по-старому.

Едва удерживаюсь от неудобных вопросов, почему он «в этом ничего не понимает», если во Франции празднуют Марди Гра, или почему французы не помогли восстановить «все как надо, по-старому». Вместо этого думаю о другом: французский Морис не заметит, что за это «по-старому» хозяйка отчаянно сражается со своими же работниками, коллегами, приглашенными артистами. Потому что всем, кроме нее, «фиолетово» — чайник или самовар. Отработали — и домой. К затеям Галины — куклам, самоварам и гжельским фарфоровым чашкам для каждого гостя — участники действа относятся скептически.

Это же просто бизнес, — пожимает плечами заслуженный артист России Геннадий Шалунов в лихом картузе. — Чтобы увидеть традиции, надо ехать туда, где эти традиции соблюдаются из поколения в поколение. Да мест таких не осталось… А тут — ну, позвали ансамбль, он спел, сплясал абы что, гости же все равно не разбираются.

Галина придерживается иной точки зрения:

Конечно, Масленица сейчас в моде. Ее заказывают, людям хочется сельского праздника. Но ведь с ней действительно связаны замечательные традиции — и блины, и веселье, и хороводы. А я не могу это делать тяп-ляп. Хорошо, что есть Юля — она по-настоящему во всем разбирается.

Спасение Масленицы

Юлия Одарич — настоящий «фанат» русского фольклора. Преподаватель в музыкальной школе, солистка фольклорного ансамбля, именно Юля ежегодно вносит дополнительные коррективы в празднование Масленицы, чтобы приблизить его к настоящим, старинным традициям.

Раньше, например, мы всегда рисовали кукле-Масленице лицо, — вспоминает Галина Масленникова. — Но Юля выяснила, что лица на языческих куклах все-таки рисовать не стоит. Считалось, что с появлением лица у нее появляется душа. Впрочем, масленичная кукла всегда была исключением, лицо у нее допускалось. Но мы после небольшого обсуждения решили быть консервативными.

Кроме того, в этом году было решено куклу не сжигать, а забрасывать снежками.

Нюансы подобных традиций до сих пор передаются из уст в уста, — объясняет Юля Одарич. — Чтобы вникнуть в них, я связываюсь с педагогами, этнографами, часто езжу в Российский фольклорный союз. Про снежки мне рассказала Сахарова Марина Ильинична из Лыткарино — она, можно сказать, мой наставник. В этом году мы в первый раз попробовали «новый» старый способ, и мне самой понравилось.

«Обстрел снежками» фигурирует в масленичных традициях и как самостоятельное завершение обряда, и как его часть — куклу часто забрасывали снежками перед тем, как сжечь. Юля считает, что традиции нельзя консервировать, они должны развиваться вместе с духом времени — только так они останутся живыми.

Сейчас Масленицей мы провожаем зиму и встречаем весну, но ведь раньше чучело, Морена, было еще и символом смерти. Причем мы видим, что сжигается не просто бесформенное чучело, сжигается образ человека, женщины. Многое здесь сплелось, и не стоит на этом фиксировать внимание детей, да и взрослым в такой момент не хочется думать о смерти. В нашем мире жестокости и так хватает. А снежки возвращают нас в детство — и при этом действительно являются старой традицией.

О том, что масленичные блины — вовсе не символ солнца, а славянское поминальное блюдо, я тоже стараюсь не думать. Блины на зареченской усадьбе сочные, с секретом: растительное масло добавляют прямо в тесто. «Месье, же не манж па си жур!» — так приглашают к столу французов.

Куклу для Масленицы в Заречье сделала, конечно, сама Галина:

Это моя профессия, я куклу никому не доверю. По традиции, она должна быть в старой одежде. На этой кукле — моя самая любимая юбка. А делается кукла просто: сперва плотник сооружает деревянную крестовину, потом на нее надеваем мешки и набиваем их сеном…

Спасенную от сожжения куклу-Масленицу наконец сняли с лома, но чтобы установить ее правильно, как хочет Галина, нужно прибить новую планку.

Где плотник-то? — устало интересуется она. — Я уже три раза просила, чтобы подошел. Сейчас ведь гости выйдут...

«Обедает он!» — кричат ей из дома.

Вот так. Обедает русский мужик — и плевать на все, — вздыхает хозяйка. — Эх, ладно. Сейчас сами все сделаем.

Не вникая в происходящее, французы веселятся на всю катушку: перетягивают канат, завязывают ленточки, играют в «ручеек» и расстреливают Масленицу снежками.

В Россию стоит приезжать зимой и поздней весной, — делится соображениями Морис. — Я работал в Москве два года, я знаю. В мае все расцветает, а русская зима — вообще отдельная тема. А тут еще и солнце, чистый снег и песни. Мы понимаем, что эту ма… ма… вот этот праздник сейчас специально для нас устроили. Но для нас это еще одна возможность лучше узнать Россию.

И для нас. Праздник-то, несмотря ни на что, удался. А впереди еще целая масленичная неделя.







































Музей-усадьба фабриканта Думнова

Главным персонажем и незаменимым атрибутом для обрядовых действий на празднике является масленик, масленичная кукла, чучело Масленица или как его еще называют современники Масленичное чучело. Практически во всех уголках России знали, что без него Масленичная неделя невозможна. Народ в деревнях свято верил, что Масленичное чучело, каким бы его не сделали, наделено невообразимым магическим даром. Поэтому с помощью обрядов старались продемонстрировать его преувеличенные показатели как наружные, так и внутренние. По традиции многих поколений Масленица была широкая, разгульная, обжористая, пьяница. На уличных гуляниях все присутствующие дружно скандировали: «Толстуха Масленица вина напилась и блинов обожралась!». Одеждой, рваной, нелепой, санями старыми, ветхостью и необычностью «выезда» подчеркивали отживание этого персонажа. В славянской мифологии этот атрибутный персонаж олицетворял смерть и зиму. И заливистый смех, громкий крик и повальное веселье, присутствующие во всех обрядах, расценивались как защитные свойства.

На празднике она воссоздавалась огромной человекоподобной (соломенной или деревянной) фигурой. Могла иметь как женский, так и мужской облик. Зачастую ее роль исполнял реальный человек.

Популярна была не только Масленица, но и Масленик. Их могли задействовать как вместе, так и поодиночке. В самом начале сыропустной недели поручали делать их молодым замужним женщинам, имеющим ребенка, под руководством пожилой крестьянки. Основой для туловища Масленицы служил сноп соломы, на который крепили веревками голову и руки. Большую грудь делали из жгутов соломы. Когда тело было готово, его наряжали в праздничную вышитую рубаху, поверх которой надевали красивейший сарафан с аппликациями, бахромой и узорчатый фартук. На голове завязывали, концами назад, непременно красный платок.

Как делали чучело Масленицы в древности?

Изображаемые куклы в древности не только походили формой на человеческое тело, но и обязательно имели особенные признаки присущие к тому или иному полу. Масленица изображалась с большой грудью, а Масленик имел явные мужские особенности. Важнейшее обрядовое действие при создании таких персонажей было их одевание — «наряжение». Костюмы у масленичных чучел должны были быть старыми, ветхими, рваными, а иногда на них надевали еще шубы, с вывороченным наружу мехом. При всем этом, как солому для снопа (туловища) Масленицы, так и все предметы для одежды обязательно отбирали в разных крестьянских домах. Могли даже купить в складчину, считая чучело обрядовым символом всех членов деревни. В большинстве случаев, персонажу еще и присваивали личное имя Гаранька, Авдотья, Дуня, и т.д.

В некоторых Сибирских районах не только женщинами изготовлялось масленичное чучело, но и молодыми парнями.

А население центральных губерний Москвы, Калуги, Владимира изготавливали наряду с главным общим обрядовым персонажем «семейные» миниатюрные куклы, уподобленные обще деревенской Масленице. Не более того домашние образы обладали привлекательной внешностью. Брови, глаза, нос разрисовывали им углем, губы — свеклой. Старались наряжать в яркий нарядный костюм, все также подчеркивая признаки пола. Как для домашнего, так и общественного Чучела подбирали соответствующие аксессуары, характеризующие выпекание блинов. Так дома могли Масленицу снабжать сковородками, половниками, мисками, пристраивали на лавку, имитируя выпечку блинов. Такое изображение не имело какого-то серьезного значения. А жители в Калужской губернии изготовляли до 7 различных фигур, соответствующих каждому дню Масленичной недели, которые у окна на лавке занимали почетном место. Девицы, брали их с собой, собираясь на посиделки, игрища, гуляя с ними по деревне, катаясь на санях, распевая страдальческие любовные песни. В основном такой персонаж создавали там, где была девушка на выданье. Довольно часто ряженая кукла после празднования становилась простой игрушкой, и она была, как и кукла-мотанка, своеобразным оберегом.

У крестьян из Пермской губернии главным символом праздника была не соломенная кукла, а деревянная статуя. Они наряжали или деревянный толкач, или скатывали из снега снежную бабу, усаживали на санки катали ее с горки и по улицам деревни.

Но в пятидесятых годах ХIХ в. традиции во многих местах России изменились.

Теперь для обряда на роль Масленицы общественность подбирала какого-либо эксцентричного крестьянина. Его всем селом, хохоча и веселясь, наряжали в разношерстную одежонку. Она обязательно должна была быть женской, ветхой, смешной и рваной. Многочисленными нелепыми аксессуарами и средствами передвижения дополнялся персонаж Масленицы.

Крестьянин, фантастически и нелепо одетый разъезжал по всему селению. Лошадь, была запряжена в сани старые и разваливающиеся. Их застилали выцветшими половиками, рваными рогожами, вешали мочалу, лапти. Он громко пел, паясничал, жеманничал и собирал вокруг себя толпу шумных односельчан. Масленицу провожали за околицу села, на поля или в лес, где он переодевался в обычную одежду. После обряда «Проводы Масленицы» все возвращались по домам.

В Вологодских деревнях по современным традициям на эту роль выбирался молодой парень, который катался на детских салазках, запряженных маленьким жеребенком с соломенной сбруей.

А в деревнях Пензенской губернии в перевернутые бороны запрягали телят и жеребят, усаживали легкого молодого парня, давали в руки ему помело и кочергу и, под дикий хохот односельчан возили его по деревне. Во Владимирских деревнях на роль Масленицы подбирали мужика, усаживали его в огромные сани на колесо, прикрепленное к высокому шесту. Ездил он с бутылем вина и огромным калачом.

Интересные традиции русского народа на Масленницу имели одно общее свойство: они все начинались и заканчивались карнавальным шествием. Популярный обряд сжигания чучела Масленицы символизировал «проводы, похороны» отжившей зимы.


Обряд сжигания чучела Масленицы выражает идею векового и ежегодного обновления. В древности на этот костер подбрасывали старые ненужные вещи, чтобы предать огню все грешное, печальное и плохое. От того как все горело, зависел приход ранней весны. Ведь правильно проводить надоевшую Зиму (быстрое сжигание Чучела), значит помочь Весне. Пеплом удобряли поля для обилия будущего урожая.

Как сделать Масленичное чучело?

1. Современное масленичное чучело сильно отличается от того, которое делали наши древние предки. Все чаще и чаще его создают, взяв за основу огородное пугало. Его делают из двух сухих, разных по длине брусков. Длинный — это основа для туловища, тот, что короче — для рук. Бруски прикладываю накрест и сбивают.

2. Для формирования тела берут сено, бумагу, солому — самые горящие материалы. Их привязывают веревками, шпагатом, создавая фигуру чучела. Если нет в наличии соломы или сухой травы, замените их на 2-3 веника.

3. Голову комплектуют из светлого полотняного мешка, который заполняют соломой, сеном и внизу сшивают. Вместо мешка можно взять белую бумагу, обернув ее соломой. Ярким платком, завязанным кончиками сзади, покрывают голову.

4. Для наряда масленичному чучелу выберите старый или сарафан, или платье, зашив его подол. Тогда трава, солома из чучела сыпаться не будут.

Если есть желание творить сделайте гламурную Масленицу — последний писк моды!

Оденьте ее в шокирующий укороченный жакет с рукавами — фонарик, на голову — берет, на шею — огромный шарф. Низ — юбка контрастного цвета. Для кистей рук возьми старые рукавички, и тоже набейте их сеном. Укрепите их на концах меньшей палки веревками.

5. Разрисуйте лицо. Глаза — обязательно закрытые — тонким косметическим карандашом. Для алых щечек и губок подойдут румяна и яркая помада. Такой персонаж отчетливо будет контрастировать с белым снегом.

6. Для двух кос переплетите белую ткань или оттенки желтой ткани. На кончиках кос завяжите ленточки. Закрепите косы под платком. Теперь куклу осталось поставить в сугроб или закрепить на снегу.

@fiesta.spb

Масленица - это такой заводной, веселый праздник, который находится на причудливом стыке славянской мифологии и православия. И именно из-за обрядов, оставшихся от мифологии, это не только веселье, но иистинный хардкор.

Самым брутальным обрядом из всех этих веселых дней несомненно является сжигание чучела. Выглядит это, конечно, специфически: куча довольных и радостных людей объедаются блинчиками и с удовольствием наблюдают, как горит жалобно-улыбающееся самоотверженное чучело.

Мы собрали самые жесткие, странные и пугающие чучела, которые можно встретить на улицах городов России на этой неделе. Посмотрите, например, на лицо этого (этой). Приблизьте и вы услышите мольбу о помощи.

И кстати, почему надо жечь чучело?

Существует несколько любопытных версий о целях этого милого ритуала. Первая принадлежит российскому этнографу Дмитрию Зеленину и говорит о том, что этот праздник отмечал рубежное время перед постом. Крестьяне для этого приглашали не кого-то там, а своих померших родственников. А к встрече с ними что нужно было сделать? Правильно, разжечь костер.

Соломенного чувака уже не спасти из огня, а детишки смеются. Прелесть!

@bulushevasofia

Экземпляры без лиц завоевывают место самых криповых. А если ничего особенного вы не видите, то представьте, что встретили одного из них ночью.

@julia_htrf

Основная версия заключается в том, что Масленица все же является праздником встречи весны и прощания с зимой. Зиму нужно хоронить, чтобы попрощаться с ней, и для того чтобы символизировать эту «смерть», сжигалась Марена - мифологическая героиня, связанная с обрядами «убийства» и «воскрешения» природы. Собственно, она и является прототипом современных чучел.

Вот эта, например, является такой, мягко скажем, раскрепощенной Мареной. С дредами и чокером на шее.

По лицу этой убиенной можно сказать, что она не западнославянская Марена, а, скорее, русская Маринка. Но, так или иначе, и ее уже не спасти.

@vlad_reporter

Всемирно известный и уважаемый филолог и фольклорист В. Я. Пропп тоже поддерживал версию об умирающем и воскресающем божестве. Однако связывал он этот обряд, да и вообще масленицу, со стимуляцией и призывом плодородия, что было важнейшей точкой в системе координат крестьянина, так как от нее зависела вся его жизнь.. Сожжение чучела Масленицы по его мнению символизирует сожжение и прощание со старым, исчерпавшим свои ресурсы плодородием и стимуляция нового.

Если бы это чучело сейчас ожило и побежало с криком, мы бы не удивились.

@on_thin_legs

Многие фольклористы и этнографы нам показывают, что неверно воспринимать сожжение чучела как явление, напоминающее некий сатанинский ритуал поджигания идола, которому поклоняются. Это не так, чучело всегда являлось символом.

Вот этот странный парень, например, из Литвы. Был. Автор фото пишет:

«Сегодня в Литве праздник - Užgavėnės (Ужгавенес) ».

@helen_bask

А это... Стоп, что?

Наталья Куликовских

Мартовское солнышко светит все ярче! И совсем скоро будет праздноваться Масленица , один из самых веселых народных праздников в году.

Одним из главных символов праздника является масленичное чучело . В некоторых регионах России в старину делали и Масленицу и Масленика . Делали чучело на деревянной крестовине, из соломы и наряжали в старые вещи. Обычно, это важное дело доверяли молодым замужним женщинам.

Я тоже решила не отступать от традиции и в этом году сделала масленичное чучело Размер куклы небольшой около метра. В основе крестовина из деревянных реек. Для наполнения головы использовала старые газеты и обрезки синтепона. Коса и руки из лыка (купила в магазине щетки для побелки) . Лицо Масленице рисовать не стала , в народной традиции возможно чучело с лицом так и безликое.


Помимо большой куклы Масленицы , для дома делали маленькую куколку Масленицу домашнюю .

Кукла Масленица домашняя - образ теплой, яркой, сытной Масленицы ,обязательный атрибут этого праздника. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Кукла представляет собой небольшую, высотой 20 – 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. Домашняя Масленица символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Считалась сильным оберегом дома. Хранили Масленицу домашнюю в красном углу или у входа в дом. По традиции, Домашней Масленицей также встречали жениха и невесту. Куклу выставляли на видное место, когда зять приходил в гости к теще на блины. В отличие от общей, деревенской Масленицы , семейная кукла изображалась нарядной и привлекательной.

Моя Масленица домашняя сделана на основе берестяной скрутки, одежда нарядная, в руке блин символ солнца. Рост куколки 15 см.




Всем желаю добра, тепла и хорошего настроения! Ждем Масленицу !:)

Публикации по теме:

Доброго времени суток! Зимняя пора - самое прекрасное и красивое время года. Зима радует нас пушистыми сугробами, сверкающимся на солнце.

Вот и заканчивается еще один год. У многих из нас дома уже стоит красиво наряженная ёлочка, на ней загадочно мерцают электрические гирлянды,.

Скоро, скоро Новый год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети, здравствуйте, я к вам! З. Орлова]Скоро, скоро Новый год! Он.

Конспект занятия по аппликации способом скручивания бумаги в шарики «Скоро, скоро Новый год» Цель: упражнять детей работать в команде,добиваться единого результата; развивать мелкую моторику рук (через использование нетрадиционных.

Новый год для детей - это самая настоящая сказка, которая приходит только раз в году. Пожалуй, все дети мечтают увидеть Дедушку Мороза на.

Новый Год - самый любимый долгожданный праздник у детей. В канун нового года в группе «Буратино» прошла тематическая неделя «Скоро, скоро.

Новогодний проект «Скоро, скоро Новый год» Вид проекта: информационно – практический. Сроки реализации проекта: 4 недели (с 1 декабря – 26 декабря, краткосрочный. Участники проекта:.

Просмотров