Молодые родители: как наладить жизнь с малышом. Идеальные младенцы должны занимать себя самостоятельно

1. Пустышка на шнурке

Почему-то считается: если повесить малышу на шею шнурок с пустышкой, этот аксессуар не затеряется, когда выпадет изо рта у сонного крохи. А что толку? Грудничок все равно не сможет самостоятельно найти пустышку и снова засунуть ее себе в рот. Так что он в любом случае будет плакать до тех пор, пока кто-то из старших членов семьи не придет ему на помощь. Но главное то, что шнурок может стать опасным: малыш может в нем запутаться. При благоприятном стечении обстоятельств на коже образуются потертости или порезы, при неблагоприятном – это может привести к удушению. Потому для фиксации соски правильнее использовать мягкий ремешок на клипсе, которая отстегивается при натяжении.

2. Малыш с бутылочкой в кроватке

Бывает, родители, стремясь переделать одновременно много дел, дают малышу в кроватку бутылочку и, подперев ее валиком или мягкой игрушкой, чтобы еда поступала без перебоев, оставляют младенца наедине с этим приспособлением. Это очень опасно! Представьте, что будет, если он поперхнется или подпорка случайно окажется в таком положении, которое помешает крохе дышать. В первом случае малыш может захлебнуться, во втором – задохнуться. Потому, пока ребенку не исполнилось 8-9 месяцев и он не научился удерживать бутылочку в руках, нельзя оставлять его с бутылочкой наедине. Да и позже этого лучше не делать.

хх

Младенца рекомендуется кормить всегда в одном месте, а укладывать его спать – в другом. Не зря ведь придуманы детские стульчики и кроватки. Кроме того, время кормления – прекрасная возможность взять малыша на руки, пообщаться с ним и показать, как вы его любите.

3.Успокоительные чаи

Некоторые родители, чтобы ребенок быстрее засыпал и крепче спал ночью, дают ему успокоительные чаи или легкое снотворное в виде антигистаминного средства. Они категорически неправы! Давать любые, даже, казалось бы, самые безобидные лекарства без консультации с врачом, нельзя. Сначала надо понять, почему кроха плохо спит по ночам и долго не засыпает, а потом уж назначать препараты. И сделать это может только доктор. К тому же часто оказывается, что наши представления о том, каким должен быть сон у грудничка, не соответствуют возрастной физиологической норме. Если вы хотите наладить сон малыша, постарайтесь наладить его распорядок дня и отрегулировать режим дня семьи в целом.

4. Свет в детской на всю ночь

Оставленный на всю ночь свет в детской не идет ребенку на пользу. Гормон роста лучше вырабатывается в темноте. Для своего удобства можно укладывать малютку при мягком «замаскированном» освещении ночника или при свете из коридора. Но как только кроха уснет, свет следует убрать, тем более, что страх темноты может появляться у детей в более старшем возрасте.

5. Ночная каша

Не давайте во время ночных кормлений ребенку кашу или сладкую водичку. Не стоит в этом вопросе руководствоваться народной мудростью: чтобы ребенок научился спать всю ночь напролет, он должен немного повзрослеть. Для ночного кормления подходят только грудное молоко или адаптивная молочная смесь. Каша и другие блюда прикорма должны использоваться только днем: как говорят специалисты, эти продукты нефизиологичны для ночных кормлений, так как для их усвоения органы пищеварения должны серьезно поработать. Сладкая же водичка является причиной кариеса. Как известно, сахар создает благоприятную среду для размножения любых микробов. Ночные пробуждения во втором полугодии жизни при правильном режиме питания связаны не с ночным голодом, а с неготовностью нервной системы к длительному непрерывному ночному сну или с тем, что ребенок привык к ночным кормлениям.

хх

Для купания выбирайте анатомические ванночки, которые повторяют форму тела крохи и тем самым обеспечивают ему большую безопасность. Если малыш полулежит на подставке для купания, уровень воды должен быть не выше его пупка. Иначе грудничок может ненароком «нырнуть» под воду.

6. Смена марки молочной смеси

Подбирать для младенца молочную смесь должен только доктор. Родителям в этом вопросе не следует проявлять инициативу и тем более – менять марку смеси, даже если у крохи возникают какие-нибудь проблемы, например, с пищеварением. Дело в том, что искусственные смеси одной возрастной категории для здоровых младенцев имеют практически одинаковую рецептуру. Переход на продукт другого производителя вряд ли даст ощутимый эффект. Заменить молочную смесь необходимо только в том случае, если у грудничка серьезные нарушения. Например, когда малыш обильно срыгивает, доктор рекомендует антирефлюксную смесь, при сильных проявлениях аллергии – гипоаллергенную и т.д. Но опять-таки решать, нуждается ли ребенок в лечебной смеси, должен доктор, а не мама или бабушка.

7. Погреем-ка мы все в микроволновке

Увы, у этого способа быстрого, почти моментального разогрева пищи есть существенные недостатки: в то время, как молоко уже разогрелось, бутылочка по-прежнему остается холодной, кроме того, содержимое бутылочки может нагреться неравномерно. Именно поэтому, достав емкость из микроволновки, рекомендуется энергично ее встряхнуть и капнуть немного жидкости себе на запястье – так вы убедитесь, что смесь не нагрелась слишком сильно. Те же меры предосторожности нужно предпринять и в том случае, если бутылочка нагревается в горячей воде. Избежать подобных проблем поможет специальный нагреватель для бутылочек. Установив нужную температуру, можно быть спокойным: смесь не перегреется, даже если вы опоздаете вовремя снять бутылочку с подогрева.

8. Поспи на животике

Пока малыш не научился самостоятельно переворачиваться с живота на спину, то есть в среднем до 4-5 месяцев, нельзя укладывать спать его на живот: в таком положении младенец может задохнуться. Так что совсем маленькие дети должны спать на спине или на боку. Укладывать кроху на живот следует, когда он бодрствует. В таком положении он сможет заодно не только поиграть, но и потренировать мышцы спины, шеи, рук.

9. Полеты наяву

Малыши очень любят высоту и заливаются счастливым смехом, когда их подбрасывают вверх. Вот взрослые, стремясь доставить крохе удовольствие, и рады стараться. С одной стороны, такие «полеты» во благо: они помогают тренировать вестибулярный аппарат, активизируют деятельность сердечно-сосудистой системы, а ребенок испытывает кратковременное и непривычное для него состояние невесомости. А с другой - у маленьких детей веселье граничит с перевозбуждением, к тому же, если подбрасывать кроху слишком высоко, есть риск, что он «пролетит» мимо рук взрослого и упадет. Это чревато серьезными травмами. Учтите и то, что внезапное и энергичное подбрасывание ребенка может его испугать. Во время таких развлечений следите, чтобы рядом не было выступающих углов, сверху - низко висящих светильников, а внизу – твердой поверхности. Остановитесь, не дожидаясь, пока дитя зайдется в плаче, то есть перевозбудится.

10. «Сидячая» тренировка

Нельзя усаживать ребенка под углом 90°, пока он не научился это делать самостоятельно. Обычно подобное умение приходит к 6 месяцам. До этого возраста мышцы, связки, позвоночник и тазобедренные суставы не приспособлены к подобным нагрузкам. Если пора садиться пришла, малыш здоров, но «ленится», призовите на помощь массаж и гимнастику.

11. Один на пеленальном столике

Это самая распространенная ошибка взрослых. Все взрослые, конечно, знают, что оставлять грудничка одного на пеленальном столике, даже если потребовалось отбежать всего на секундочку, нельзя ни в коем случае, но продолжают это делать с завидным постоянством. И малыши получают травмы различной степени тяжести. Если надо отвернуться, чтобы что-то достать, всегда придерживайте ребенка рукой, не отвечайте на телефонный звонок. Позвонили в дверь? Возьмите кроху на руки и вместе с ним идите ее открывать.

По статистике, большинство несчастных случаев, которые происходят с малышами, случаются дома в присутствии взрослых.

12. Стимуляция стула

Боясь затруднений в работе кишечника, иные родители готовы стимулировать его очищение без особой на то нужды. Прежде чем прибегать к подобным методам, следует убедиться, что у крохи действительно запор (это бывает не так уж часто). В любом случае первым делом следует проконсультироваться у педиатра. Возможно, справиться с затруднениями удастся, увеличив в меню малыша долю фруктов, овощей, чернослива. Если эта мера не возымеет эффекта, врач подберет лечение.

13. Йод поможет?

Не стоит обрабатывать неглубокие ранки у малыша йодом. Йод и другие спиртосодержащие средства могут вызвать в зоне нанесения химический ожог. К тому же если антисептик содержит краситель, контролировать состояние раны трудно, так можно и признаки воспаления пропустить. Потому пользуйтесь бесцветными антисептиками без спирта на основе хлоргексидина или перекиси водорода.

14. Ходят люди по горам

Грудничков лучше не брать с собой в горы. Разреженный воздух не пойдет крохе на пользу. Даже на небольшой высоте малыш будет испытывать нехватку кислорода.

15. Солнце может навредить

Ультрафиолет стимулирует выработку так нужного детям витамина D, но клетки, отвечающие за выработку пигмента меланина, у грудничков еще не работают в полную силу. По этой причине организм младенца не сможет защитить себя от вредного воздействия солнечных лучей, например, от солнечных ожогов. К тому же терморегуляция у совсем маленьких отличается от терморегуляции у взрослых, потому у младенцев велик риск перегреться. Даже если вы с ребенком находитесь в тени, пользуйтесь солнцезащитными средствами с максимальным уровнем УФ-индекса.

Ребенок с первых мгновений своей жизни начинает постигать мир вокруг него. И родители с трепетным волнением наблюдают за его достижениями в этом нелёгком пути. Самый радостный для родителей этап развития чада — это его первое слово.

Оно навсегда остается в их памяти. Вначале даже мамам сложно понять, о чем говорит их дитя, и его слова не всегда связаны с предметом, о котором идет речь, например, «ляка» может значить куклу, а «дига» — имя брата.

Мнительные родители часто волнуются, что их ребенок отстает в постижении речи от других. Эти переживания совершенно напрасны, так, известный детский логопед А.Н. Гвоздев, говорит, что речь каждого малыша развивается уникально, и говорить о временных рамках этапов развития его речи нельзя. Например, выдающийся ум человечества Альберт Эйнштейн начал говорить только в три года, причем сразу целыми фразами.

Как помочь ребенку заговорить?

Больше играть с малышом, комментировать окружающий мир, например: «Смотри, какая мягкая шубка у кошечки!». И совершенно необязательно говорить ребенку: «Скажи — машина», «Скажи — мячик». Общение должно быть как можно более осмысленным.
Такими простыми способами можно приблизить тот долгожданный момент, когда ваш малыш скажет свое первое слово.

А что вы делаете, когда ребенок заболел — кашляет, насморк и небольшая температура? Сразу «пичкаете» ребенка лекарством, занимаетесь самолечением, лечите народными методами, или вызываете врача.
Сколько семей — столько и методов борьбы с болезнью ребенка. Большинство родителей занимаются самолечением народными средствами. Это, конечно, лучше чем самолечение «безвредными» лекарствами, но тоже сомнительный метод.

Есть такое правило, правило «двух дней» — если ребенок заболел и в течение двух дней ему становиться хуже, обязательно вызываем врача. Хорошо, если есть семейный врач, который знает генетику всей семьи. Такому врачу смело можно доверять заболевшего ребенка.

Проверяем влажность воздуха в комнате, влажность должна быть выше 50%. При сухом воздухе дыхательные пути пересыхают и ребенку дышится сложней. Небольшую температуру сбивать не нужно — это организм борется с болезнью.

Личико младенца покрылось ледяной коркой, тело промерзло насквозь... Худенькая девочка била малышку по щекам, сжимала в руках холодные ее ручки, будто надеялась на чудо. Но чуда не случилось. Еще бы: 13 часов на балконе, продуваемом холодными московскими ветрами, да еще зимой.

Она не мучилась. Просто уснула и не проснулась, - вздохнул врач “скорой помощи”. И небрежно спросил у плачущей девчушки: - Тебе самой сколько лет, сестра? И куда мать смотрела?!

Я и есть мать, - пробормотала пигалица.

Это невероятное уголовное дело слушалось недавно в Зюзинском суде столицы. На скамье подсудимых - двое подростков-школьников. Ромео и Джульетта наших дней. В зимний день они случайно убили свою дочь. Заигрались в компьютерную игру и забыли младенца на балконе.

Вы их сразу узнаете. Ходят всегда вместе, держатся за руки и постоянно целуются, даже на заседании, - так описали мне главных действующих лиц этого жуткого уголовного дела. Подсудимые, два худеньких подростка, испуганно жались друг к другу. На все вопросы они отвечали еле слышно - точь-в-точь школьники, боящиеся получить “двойку” за невыученный урок.

Лилия Разнова родилась 10 октября 2003 года. В то время ее матери Алине было 17 лет, отцу Павлу - 16.

А познакомились мы, когда мне было четырнадцать. - Алина с удовольствием согласилась рассказать корреспонденту “МК” о первой любви.

В то время девочка училась в 8-м классе интерната для детей с проблемами речи. Павел - семиклассник другой аналогичной школы. Еще в детстве мальчик остался сиротой. Единственным родным человеком была бабушка. Только вот следить за внуком не хватало сил. Инвалид второй группы, старушка из-за проблем с ногами не выходила из квартиры.

Познакомил подростков их общий приятель. Едва ли детскую привязанность можно назвать любовью с первого взгляда. Даже сейчас подростки теряются, когда я спрашиваю, почему им хорошо вместе.

Она красивая очень, веселая. Меня всегда понимает.

Он симпатичный, заботливый. Зайца игрушечного мне подарил, шоколадками меня угощает. Покупает даже то, что мне не нужно.

Вскоре девочка привела Пашу к себе домой и заявила, что они будут жить вместе. “Не могла же я выгнать ребенка на улицу”, - вздыхает мать Алины.

А затем юная особа узнала, что беременна.

До того как живот начал расти, я не обращала ни на что внимания. Воспитательница в интернате как-то приносила нам книжку, где было рассказано “про это”, но я не стала читать.

- А вы не думали пользоваться контрацептивами?

Ну что ты! Это же так неприятно...

Павел, узнав, что подруга в положении, был категоричен: “Рожай!” И даже устроился на работу - в морг, покойников таскать. Тинейджеры строили наполеоновские планы. А взрослые... Взрослые только ахали и качали головами.

Когда я гуляла на улице, многие прохожие подходили ко мне и говорили: “Молодец!” А некоторые очень удивлялись, потому что я тогда выглядела лет на двенадцать. Но все равно - так здорово было!..

* * *

В конце октября 2003 года мальчишка привез счастливую супругу из роддома домой. Алина родила здоровую, очень симпатичную и спокойную девочку Лилю.

Мать Алины сразу же самоустранилась от воспитания внучки. Мол, деньгами помогу, а воспитывать ее будете сами - я и так двоих вырастила.

Юные родители условились, что будут дежурить у детской кроватки посменно: с 4.00 до 11.00 - Алина, а в остальное время - Павел. Но график этот соблюдался далеко не всегда: как правило, “ночным дежурным” работал отец малышки.

Вечер 3 февраля 2004 года, накануне трагедии, ничем не отличался от других. Молодые родители около 19.00 искупали Лилю и поиграли с ней. А затем Алина заснула. Под утро Павел одел ребенка, выкатил коляску на балкон и разбудил супругу. Парочка расположилась перед телевизором - поиграть в видеоприставку. В 9.00 младшая сестра Алины заглянула в комнату и увидела, что влюбленные закемарили. Мать Алины ушла на работу. В течение дня родители несколько раз просыпались, Павел, как сомнамбула, бродил по квартире, подходил к балкону, смотрел на Лилю... Младенец, казалось, мирно спал.

В пять часов вечера Алина вышла на балкон. И закричала.

На шум прибежала младшая сестра. Она попыталась вернуть малышку к жизни: обмыла ручки и ножки горячей водой, приложила компресс. Но это не помогло. Девочка была мертва. Мокрые памперсы с трудом удалось отодрать от кожи: они просто примерзли к крошечному телу. Труп настолько окоченел, что эксперты так и не смогли установить точное время смерти.

Причиной смерти Лили стала скоротечная двусторонняя очаговая пневмония, которая развилась от переохлаждения. Температура воздуха в тот день колебалась от 10 до 15 градусов мороза. И незастекленный балкон на последнем этаже пятиэтажки был открыт всем ветрам. К тому же на малышке были только распашонка, носки, штанишки и два не слишком теплых одеяла. “Почему курточку-то не надели?!” - спрашивали потом у Алины. “Ой, мы ее постирали. А другой куртки у нас не было”.

* * *

Случай был настолько шокирующим, что следователи всерьез засомневались во вменяемости подростков. Была назначена психиатрическая экспертиза.

“Хроническим психическим расстройством не страдают, могут осознавать характер своих действий. Отличаются слабым чувством ответственности и стремлением к развлечениям”, - таков был вердикт врачей.

Я не знаю, что сказать... - заявила Алина в своем последнем слове на судебном заседании.

Зато с корреспондентом “МК” юная особа была более откровенна.

- А что ты почувствовала, когда первый раз взяла дочку на руки?

Не знала, как ее держать, - говорит Алина и тут же разражается возмущенной тирадой: - Нет, представляете, меня в роддоме научили только, как кормить и пеленать ее. И все!

- А как вы за Лилей ухаживали?

После первого месяца у меня пропало молоко. Поэтому мы покупали ей очень дорогую смесь. Но ее тошнило после каждого кормления. Она ела, как слоненок, - по три бутылки. У нас все деньги до копеечки на Лилю уходили! Одни памперсы - по 500 рублей за упаковку. А у Паши пенсия - всего 2000 рублей.

- А вы с ней играли?

Да. Ей протягиваешь палец, а она его сжимала. Правда, у нее коготки за день успевали отрасти. Мы ей распашонки с закрытыми рукавами надевали, а она все равно умудрялась дырки проделывать. И личико расцарапывала. В конце концов мы ей руки просто связывали. Но от этого появились болячки. Когда мы их маслом протирали, она так плакала...

- На суде вы сказали, что не знали, как следить за ребенком. Но ведь сейчас так много разных книг на эту тему.

Мы их не читали - только телевизор смотрели. Там много программ про детей. Например, как грудных малышей в проруби купают. Представляете, какой ужас!

- Это после телепередачи вы Лилю решили на балкон выставлять?..

Нет. Просто она постоянно плакала, а на воздухе сразу успокаивалась и быстрей засыпала.

В доме, где проживали молодые родители, не было лифта. И каждый раз спускаться по лестнице с тяжелой коляской было трудно. За три месяца маленькая Лиля побывала на настоящей прогулке считанное количество раз. Папа и мама предпочитали “балконные” прогулки. Сначала - несколько минут, затем - несколько часов.

Отправив дочь на “балконную прогулку”, подростки погружались в увлекательный мир компьютерных игр.

- А какая игра вас так увлекла в тот день? - спрашиваю Алину.

Про роботов. Там надо выполнять различные миссии: драться, зарабатывать деньги...

* * *

Сразу же после смерти Лили в квартиру приехали сотрудники милиции. “Это я виноват”, - заявил им молодой отец.

Павел необыкновенно предан своей подруге, - рассказывает Елена Величко, которая, будучи следователем Зюзинской межрайонной прокуратуры, расследовала это дело. - Мы так и не установили, в чью “смену” умер ребенок. И обвинение по статье 109 УК РФ (“Причинение смерти по неосторожности”) было предъявлено обоим.

Девочка воспользовалась своим плохим самочувствием, чтобы переложить все заботы о ребенке на плечи моего подзащитного, - говорит адвокат Межреспубликанской коллегии адвокатов Александр Тарасов. - Мальчик стирал, убирал, готовил, ухаживал за ребенком. А Алина лежала на диване. Утверждала, что ей плохо, но ни разу не пошла к врачу.

“Да не так это! - как-то крикнула в сердцах младшая сестра Алины. - Просто ей хотелось в приставку поиграть, а не с ребенком сидеть”.

Даже Павел упомянул как-то в своих показаниях, что к плачущей малышке Алина не подходила. Заявляла, что крик действует ей на нервы.

Свою вину подростки признали частично. “Нам стыдно и больно”, - говорили они на судебном заседании. Говорили спокойно, будто речь шла о невыполненном домашнем задании. “Они либо удивительно умеют себя контролировать, либо просто не понимают, что произошло”, - посчитали обвинители.

Зюзинский суд приговорил Алину и Павла к году исправительных работ с отчислением 10% заработной платы в доход государству. Столь мягкое наказание обусловлено тем, что Павлу еще не исполнилось 18 лет.

* * *

В квартире Алины уже ничто не напоминает о трагедии.

- Вы еще детей хотите?

Как-нибудь потом. Лучше машину. Павел иномарку хочет. Этим летом ему должны перечислить долги по невыплатам пенсии, тогда оформим наши отношения.

- А что такое, по-вашему, ответственность?

Когда следишь за тем, чтобы не произошло ничего плохого.

- Вы вспоминаете дочку?

Вспоминаем, но не часто, потому что сразу нервничать начинаем.

- А фотографии Лили у вас остались?

Должна быть одна. - Алина мнется. - У нас тогда денег на пленку не было.

- То, что произошло, изменило ваши отношения?

Ой, знаешь, мы еще лучше стали относиться друг к другу. Больше заботиться. Например, кто раньше встает, тот и ставит чайник...

Маленькую Лилю родители так и не похоронили. Более полугода тело лежало в морге, а затем его погребли за счет государства в общей могиле. На каком кладбище - подростки не знают. И не хотят знать.

Зачастую рождение младшего братика или сестренки у старших детей может вызывать стресс или даже нанести психологическую травму на всю оставшуюся жизнь. Нередко от взрослых людей можно услышать слова о том, какой личной трагедией для них стало появление младшего ребенка в семье. Это легко объясняется с точки зрения психологии «эгоцентричного» ребенка, который только что был центром вселенной, а теперь он в этом мире родительской любви больше не один. Он вдруг оказывается не у дел: всеми забытый и покинутый. И какая бы разница в возрасте между детьми не была, ребенок может очень болезненно реагировать на рождение братика или сестрички.

Что чувствует старший ребенок

Рождение младенца для первого ребенка часто бывает неожиданностью, даже если родители активно готовятся к его появлению. Представлять малыша или видеть и трогать его совсем разные вещи для ребенка. Как же описать весь спектр чувств старшего? С одной стороны, ему любопытно и интересно наблюдать, как вы кормите, как перепеленываете, как играете с младшим ребенком. Малыш воспринимается им, особенно в первое время, как кукла, в которую можно поиграть, но когда надоест, отложить в сторону.

С другой стороны, в его жизни многое меняется: приходится учиться заботиться о младшем, вести себя тихо, помогать маме, следить за младшим. При этом практически все внимание мамы, да и других близких, занято малышом, на старшего теперь обращают гораздо меньше внимания. У ребенка стресс и он напуган, его потребности и желания ушли на второй план, и он думает, что так теперь будет всегда!

К появлению малыша лучше готовиться заранее не только маме, но и ее близким. Психика ребенка не может дать быстрый положительный отклик на неподготовленное событие.

    Поговорите с ребенком и объясните, что ждете малыша.

    Ожидайте малыша вместе:
    – сходите на УЗИ, покажите старшему, как бьется сердечко, как выглядят ручки и ножки младенца
    – рассматривайте картинки и читайте, как малыш развивается и растет в животике
    – позволяйте гладить животик
    – пойте ему песенки
    – рассказывайте вместе сказки на ночь

    Активно привлекайте чадо к помощи по хозяйству, придумайте ему небольшие обязанности: принести что-то, подать, если маме тяжело. Для ребенка старшего возраста – поливать цветы, вынести мусор и т.п. Это поможет развить в ребенке чувство ответственности за свои действия, что в дальнейшем ему будет нужно в общении с младшим.

    Старайтесь рассказывать ребенку не только о том, что с маленьким ребенком нужно играть и улыбаться ему. Стоит дать ему понять, что уход за малышом – это труд: смена подгузников,кормление и пр. Расскажите ребенку про его младенчество: как он плакал и требовал внимания; как вы не спали, когда болел животик, резались зубки, поднималась температура.

    Научите ребенка с пониманием относиться к потребностям малыша, к тому, что забота о нем занимает много времени, ведь он сам даже не может вытереть носик, сходить в туалет. Попробуйте взрастить дружбу и привязанность старшего к младшему.

    После появления дома малыша, не отказывайтесь от помощи старшего. Позволяйте ему помогать вам: пусть принесет-отнесет подгузник, поиграет с малышом, покачает его. Принимайте его помощь легко и с благодарностью. Тогда старший сможет воспринять происходящее дома естественно. Одна моя знакомая очень боялась ревности старшего к появившемуся малышу, поэтому из роддома она привезла «подарок от малыша» – большой конструктор. Старший был в восторге и воспринял все происходящее дома в первые дни положительно.

    Не отстраняйте старшего ребенка от младшего. Но в тоже время не забывайте, что маленький старший ребенок может случайно навредить младшему. Мягко и ненавязчиво контролируйте ребенка, не потому, что вы боитесь, а просто в целях безопасности. Дело в том, что ваш «взрослый» ребенок не всегда понимает, что он имеет дело с младенцем, а не игрушкой.

Страхуйте его, если он делает что-то не так: слишком грубо потянул за руку, попытался взять на ручки, кричит и прыгает возле малыша. Будьте спокойны, приветливы, дайте понять первому ребенку, что младший ребенок – это не только игра. И дальше он уже будет более внимательно относиться к малышу и охотно сам поможет: принесет подгузник, укроет раскутавшегося младенца, подаст упавшую игрушку.

Привлекая старшего ребенка к уходу за младшим, вы сохраняете его интерес к младшему. Этот интерес в один прекрасный момент перерастет в дружбу, сплоченность, способствует созданию крепкой привязанности между детьми.

Когда я прихожу в гости к моим друзьям, то наблюдаю такую картину. Мальчик 1,5 года всюду бегает за своей сестрой, смотрит ей «в рот», все делает как она. Девочка же не пытается убежать, она помогает малышу, если он упал, отдает ему понравившуюся игрушку, может покормить его и с удовольствием играет с ним. Поведение мамы при этом очень доброжелательное: она похвалит, приобнимет обоих.

Помощь ребенку.jpg

1. Хвалить за помощь
2. Дать посмотреть большой мультик, сказав, что ты у меня уже такой большой и старший (младшему ведь мультик пока не полагается)
3. Можно ставить в пример малышу (понарошку), что старший умеет сам одеваться, сам кушает, сам чистит зубки.

Лучше дать понять первому ребенку, что старшим быть почетно и интересно, а самим родителям важно поддерживать авторитет старшего в глазах младшего. Когда права старшего в семье не ущемляются, то он легче принимает малыша. В одной семье родители стараются защищать интересы старшего ребенка. Когда младший ребенок пытается отобрать игрушку или какую-то вещь у старшего, мама детей не говорит старшему – не жадничай, он же маленький, не понимает. Она просто забирает взятую игрушку и возвращает ее законному владельцу.

И, безусловно, в любом деле нужна умеренность, если только хвалить и перестать показывать старшему его ошибки, то это может помочь вырастить большого эгоиста.

Как известно, чем спокойнее мама, тем спокойнее дети. Поэтому не волнуйтесь и не переживайте, а примите для себя несколько важных аксиом.

– Вы – мама двоих детей (или троих, четверых и т.д.)
– Вы любите обоих детей, хотя пока второй ребенок требует бОльших забот и волнений
– Именно от родителей зависит, как старший ребенок будет относиться к младшему

Одна моя знакомая рассказывала, что когда она была беременна, у нее совсем не было ни желания, ни возможности ухаживать за первым малышом. Ей было тяжело и казалось, что он сам играет, сам занимается и ее вмешательства не требуется. После рождения потребности малыша оказались гораздо важнее, и первый ребенок отошел на второй план. В результате он гораздо позже сверстников стал разговаривать, а врачи даже ставили ему неутешительные диагнозы. Но мама нашла в себе силы давать любовь и внимание обоим детям, и стала уделять первому ребенку достаточное количество времени и сил. Развитие пошло на лад.

У мамы бывает так, что очень тяжело протекает беременность: токсикоз, тошнота, нет настроения, а после выхода из роддома хочется побыть наедине с собой и малышом. Но не стоит закрываться от первого ребенка, ему нужна его мама прямо сейчас, и не меньше, чем младшему ребенку.

Просмотров