Ася – одна из тургеневских девушек. Написать сочинение проблемный вопрос по «Аси» Тургенева, на тему Таблица что за хамелеон эта девушка

помогите написать сочинение проблемный вопрос по «Аси» Тургенева, на тему » Что за Хамелеон эта девушка»

  • Повесть «Ася» - это прекрасная история любви с печальным концом - влюбленные расстались. Первая любовь Аси закончилась трагично. Главная героиня Ася - это ярчайший образ в литературе. Миловидная девушка семнадцати лет со «смуглым кругловатым лицом, небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она грациозно сложена, но не вполне еще развита». Жизнь Аси складывалась трагическим образом: она дочь помещика и крепостной. Поэтому она застенчива и не умеет вести себя в светском обществе. Рано потеряла мать, а через несколько лет еще и отца. Все это заставило ее рано задуматься о смысле жизни и разочароваться в некоторых вещах, но от этого она не разлюбила жизнь, более того, она хотела оставить свой след в истории. «Дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» - говорит она. Ася стремится к чему-то особенному, к деятельной жизни, к совершению подвига. Она тонкая, романтическая натура, которой чуждо все обыденное и суетное. Не зря она хочет летать, как птица: «Да, хорошо!- так же тихо отвечала она, не смотря на меня. - Если бы мы с вами были птицы, - как бы мы взвились, как бы полетели… Так бы и утонули в этой синеве … Но мы не птицы». Ей нравятся романтические рассказы и легенды. А своим кумиром она считает Татьяну, героиню романа «Евгений Онегин». Главная ее особенность - это непостоянство, загадочность и странность. Именно поэтому Н. Н. восклицает: «Что за хамелеон эта девушка!». Сначала она лазает по стене, как коза, поливает цветы на стенах, сразу после этого ведёт себя, как благовоспитанная барышня, шьёт и опять выказывает своё ребячество. Ася открытая, пылкая, благородная и непосредственная натура. Героиню впервые охватывает такое чувство, как любовь. Она полностью отдается этому ощущению. Любовь окрыляет ее, и полету нет преград. Ася не умеет скрывать свои чувства или притворяться, и поэтому она первая, подобно пушкинской Татьяне, признается в любви Н. Н. Но его эти вести пугают и он не осмеливается связать свою жизнь с такой необычайной девушкой: «Я досадовал на откровенность Гагина, я досадовал на Асю, ее любовь меня и радовала и смущала. Я не мог понять, что заставило ее все высказать брату; неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня… «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» Импульсивная и искренняя любовь Аси разбивается о робкую симпатию Н. Н., его нерешительность и боязнь противостоять общественному мнению. Обвинения Н. Н. глубоко ранят трепетную душу Аси, и она с Гагиным покидает город.Я считаю, даже хорошо, что у Аси не получилось связать свою жизнь с Н. Н., потому что он ее не любил, а просто симпатизировал ей. Ася еще молода и найдет подходящего мужа, который по-настоящему будет ее любить. Просто нужно подождать. Даже сам Н. Н. считал, что все получилось правильно, Я хоть и грустно: «Я не слишком долго грустил по ней; я даже нашел, что судьба хорошо распорядилась не соединив меня с Асей; я утешался мыслию, что я, вероятно, не был бы счастлив с такой женой». В какой-то степени он поступил благородно, не став обманывать девушку и не портя ей всю жизнь. Я Зато Н. Н. запомнил прекрасное ощущение, которое подарила ему Ася - что тебя кто-то любит: «ни я одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовию устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!», ведь он так и остался холостяком: «Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы».

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Тургеневские девушки – героини, у которых ум, богато одаренные натуры не испорчены светом, они сохранили чистоту чувств, простоту и сердечную искренность; это мечтательные, непосредственные натуры без какой либо фальши, лицемерия, сильные духом и способные к трудным свершениям.

Т. Виныникова

Свою повесть И. С. Тургенев называет по имени героини. Однако настоящее имя девушки – Анна. Вдумаемся в значения имен: Анна – «грация, миловидность», а Анастасия (Ася) – «рожденная заново». Почему же автор миловидную, грациозную Анну упорно называет Асей? Когда же происходит рождение заново? Давайте обратимся к тексту повести.

Внешне девушка не красавица, хотя кажется повествователю очень «миловидной». Это типично для тургеневских героинь: в их облике автору важны личностное обаяние, грация, человеческая неповторимость. Именно такова Ася: «Было что то свое, особенное, в складе ее смугловатого крупного лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена…» Какая интересная деталь портрета: черные, светлые глаза. Это не просто внешнее наблюдение, а проникновение одним только словом «светлые» в глубину души героини.

На главного героя, господина Н. Н., Ася производит вначале странное впечатление, так как держится совсем не так, как привычные для него благовоспитанные светские барышни. В присутствии гостя «ни одного движения она не сидела смирно, вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась». Быстрота, движение – главные черты облика тургеневской героини.

Наблюдая за Асей, видя ее бесстрашной и своевольной девчонкой, повествователь и восхищается ей, и досадует на нее, и чувствует, что она играет в жизнь разные роли. То она солдат, марширующий с ружьем, этим шокировавший чопорных англичан; то за столом разыграла роль благовоспитанной барышни; то на другой день представилась простой русской девушкой, чуть ли не горничной. «Что за хамелеон эта девушка!» – восклицает рассказчик, все более и более увлекающийся Асей. Общение с этой «переполненной жизнью девочкой» заставляет героя по новому взглянуть на самого себя, и впервые за годы молодости он испытывает сожаление от того, что так бессмысленно растрачиваются в скитаниях по чужбине его жизненные силы.

Многое в поведении, характере героини становится понятным из истории ее детства. Эта история тоже необычна. Девушка рано познала сиротство и двойственность своего положения; человека с такой родословной, как уже, постоянно унижали и оскорбляли, таких не принимали ни крестьянская среда, ни светское общество. И брат, и потом господин Н. Н. поняли ее «доброе сердце» и «бедовую голову», ее стыдливость и радость, «неопытное самолюбие», видели, как «она глубоко чувствует и какой невероятной силой в ней эти чувства».

Ася великолепна в главах, где раскрывается ее душа, почувствовавшая счастье. Раньше она была загадочной, ее мучила неопределенность, она шла к своему кумиру, теперь он обратил на нее внимание, но уже иначе, в нем «зажглась жажда счастья». Между ними начинаются бесконечные, трудно передаваемые разговоры влюбленных… А как неповторимо богата душа Аси на фоне сказочной красоты природы! Недаром же автор вспоминает народную немецкую легенду о Лорелее.

Ася раскрывается перед нами все глубже и прекраснее, ей свойственна идеалистическая вера в неограниченные возможности человека. Ее манят романтические дали, она жаждет деятельности и уверена, что «прожить не даром, след за собой оставить», а также совершить «трудный подвиг» по силам каждому человеку. Когда девушка говорит о крыльях, выросших у нее, то имеются в виду в первую очередь крылья любви. Применительно к Асе это значит способность человека воспарить над обыденностью. «Да лететь некуда», – осознает повзрослевшая под влиянием большого чувства героиня. В этих словах не только понимание бесперспективности своей любви к молодому аристократу, но предчувствие собственной нелегкой судьбы – судьбы тяжелой «крылатой» натуры в тесном, замкнутом мире «бескрылых» существ.

Это психологическое противоречие господина Н. Н. и Аси наиболее ярко выражено в сцене свидания. Полнота чувства, испытываемого Асей, ее робость, стыдливость и покорность судьбе воплощены в ее немногословных репликах, едва слышных в тишине тесной комнаты. Но Н. Н. не готов к ответственному чувству, неспособен отдаться любви, которая столь медленно вызревает в его созерцательной натуре.

Тургенев наказывает своего героя одинокой бессемейной жизнью за то, что тот не узнал любовь, сомневался в ней. А любовь нельзя откладывать на завтра, это мгновенье, которое больше не повторилось в жизнь героя: «Ни одни глаза мне не заменят тех». В его памяти навсегда останется она, тургеневская девушка, странная и милая, с легким смехом или заплаканными глазами, девушка, которая может подарить счастье…

Урок 3. Тема: «Что за хамелеон эта девушка!»

Цель:
- углублять умение анализировать текст художественного произведения, находить детали, определять их роль;
- развивать умение характеризовать литературных героев;
- развивать умение анализировать эпизоды.

I. Опрос - проверка домашнего задания.
1.Зачитайте характеристики Аси, данные Гагиным.
2. Что нового мы узнаем об Асе из ее портретов в 4 -5 главах?

(В начале 4 главы Ася предстаёт перед нами бесстрашной и своевольной девчонкой. Не думая об опасности, она тревожно карабкается по уступам стен башни всё выше и выше: «Экая сумасшедшая!» - восклицает Гагин, увидев сестру, примостившуюся на развалинах прямо над пропастью», но к чувству восхищения у повествователя присоединяется немалая доля досады, ибо он отлично понимает, что Асино поведение во многом продиктовано каким-то по-детски проявляемым честолюбием (не случайно Гагин, зная сестру, предупреждает её: «Полноте, не дразните её, вы её не знаете: она, пожалуй, ещё на башню взберётся»). Однако на этом Асины проказы не прекращаются.
Ася не приемлет никаких условностей, не ведёт себя в соответствии с этикетом и остаётся всегда самобытной.
Многое в поведении может показаться смешным и наивным. Н.Н. встретил Асю на уступе стены, на развалинах феодального замка, над пропастью. Это говорит о романтическом характере героини.
- Какие роли принимает Ася?
(Она сыграла роль солдата, марширующего с ружьём, и этим шокировала чопорных англичан; за столом она сыграла роль благовоспитанной барышни; на другой день представилась простой русской девушкой, чуть ли не горничной)
- Почему она так поступает? Может ли господин Н.Н. ответить сейчас на этот вопрос?
(Нет, так как не понял ни Аси, ни самого себя)
3. Какой облик складывается из всего сказанного? Как вы понимаете слова Н.Н. о ней: "Что за хамелеон эта девушка!"?
(Бесстрашная, своевольная; наивная, смешная, искренняя, честолюбивая. Ася меняется. Она непосредственна, стремится к чему-то настоящему, ищет себя; ограничена во всех "партиях". В словах повествователя звучит восхищённое удивление подвижностью, изменчивостью облика героини).
В разыгрываемое представление Ася пытается вовлечь и окружающих.
- Что символизирует приглашение принять «условия игры»?
(брошенный цветок герани)

Слайд 13
Итак, в характере Аси много необычного. Со своими «странными ужимками» она совершенно не понятна главному герою, и попытки разгадать тайну этих «странностей» на первых порах оказываются безрезультатными.
- В чём же «странности этой девушки»?
- Каковы их причины?

Перечислите "странности" Аси. (С помощью мультимедиа-проектора (презентация) воспроизводим сначала 1,2 колонку таблицы, а потом 3-ю)

Главы

"Странности"

Причины

Было что-то свое, особенное.

Дичилась.

Ни одно мгновение не сидела смирно.

Гл. VIII. История семьи Гагиных.

Осознает двойственность своего положения.

Искренна, не умеет лукавить.

Естественна.

Она вся - чувства и эмоции.

Поливает цветы на развалине.

Как коза лазит.

Самое изменчивое лицо.

Страсть знакомиться с людьми круга "низшего".

Показалась совершенно русской девушкой.

Что за хамелеон эта девушка!

Полузагадочное существо.

II. Влияние Аси на героя.
1)Что дает возможность Н.Н. назвать Асю "совершенно русскою девушкой"?
(В ней не чувствовалось барыни, а было что-то диковатое; одежда, прическа, пальцы)
2)Что понимает Н.Н., глядя на Асю?
(осознает собственную неприкаянность, задумывается над смыслом жизни).
- Как заканчивается второй день знакомства для Н.Н.? Какие мысли и чувства им овладевают?
(Герой не отдаёт себе отчёта в том, что с ним происходит. Он ощущает какое-то смутное беспокойство, которое вырастает в непонятную ему тревогу, неприятную досаду, то ревнивое подозрение, что Гагины - не родственники)
- Каким образом подтверждается подозрение Н.Н. о том, что Гагин и Ася не брат и сестра?
(Подслушанный разговор в беседке стр. 337, гл. 6)
- Какие чувства овладевают героем после этого?
(Конец 6 - начало 7 гл., стр. 337)
Сам герой не находит точного определения своим чувствам. Но мы понимаем, что его уже захватило глубокое и тревожное чувство любви. Именно от нё он уходит в горы, а когда возвращается, то, прочитав записку от Гагина, на другой же день отправляется к ним.
III. Зарождение и эволюция любовного чувства в герое. Тургенев мастерски показывает зарождение любовного чувства в герое:
- 1-ое свидание - показалось Н.Н. очень миловидной;
- в домике Гагиных - герой чувствует себя беспричинно счастливым:
- сцена у развалин, бессонная ночь, когда думает о "капризной девочке с натянутым смехом";
- смущает тайна Аси; узнает ее, почувствовал сладость;
- но в начале 11 главы говорит, что "о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо".
Он такой же: "жил без оглядки" и сейчас не думает о будущем.
Почему это так - ответим на следующем уроке.
IV. Беседа по 8 главе.
1) Что узнает герой об Асе из рассказа Гагина? Перескажите историю Аси. (Стр. 340)
(Автор приоткрывает завесу над тайными страницами биографии Аси. Тайна рождения героини во многом помогла понять Н.Н. «странности» характера девушки: «Мне стало жаль её…»
. Ася - дочь крестьянки и барина. До 8 лет воспитывалась матерью в строгости. Введена отцом в общество. Уже не крестьянка, но и барыней не станет никогда. Двойственность положения.)
. Каковы же истинные причины “странностей” Аси? (Заполняем 3 колонку таблицы в тетради и проецируем на экран. См. приложение - презентацию. Слайды 15, 16)
2) Почему Гагин поведал историю Аси Н.Н.?
(Понял, что у Аси есть чувство к Н.Н. От взора брата не ускользнула перемена, произошедшая в Асе. С тревогой он отмечает внезапные резкие перепады настроения, переход от смеха к слезам)
V. Анализ 9 главы.
- Составление в тетрадях и на доске таблицы
"Две встречи - два разговора" (глава 9 и глава 16)

Читаем 9 главу и выписываем из нее в таблицу слова, помогающие понять состояние героев. 9 глава (свидание) Слайд 17 и 16 глава (разрыв)
1) Светлые глаза, бледное лицо, синева неба, покраснели, черный кот с желтыми глазами, темно, бледный, как мрамор.
2) Свет ясный, солнечный луч, все радостно сияло, блеск воздуха, какие-то тени пробежали по лицу.
3) Как говорят герои: Ася - доверчивая ласка в голосе, прошептала, задумчиво, засмеялась тихим легким смехом.
Н.Н. промолвил, засмеялся, испуганный шепот, прерывистые звуки, резкие слова.
4) Ключевой образ: образ летящей птицы, словно мертвая птица, испуганная птичка.
5) Интонация, настроение светлое, печальная, горечь, печаль
(На данном уроке заполняется только та часть таблицы, которая касается 9 главы).
- Прочитайте диалог героев в 9 гл., стр. 347 от слов: «В это мгновение…» до реплики Н.Н.: «Попытайтесь». В чём различие жизненных позиций героев?
(Асе, в силу её юного возраста, свойственна идеалистическая вера в неограниченные возможности человека. Её манят романтические дали, она жаждет деятельности и уверена, что «прожить недаром, след за собой оставить», а также совершить трудный подвиг по силам любому человеку.
Н.Н. давно разуверился в подобных вещах, и хотя на вопрос юной собеседницы: «А разве это невозможно?» - он отвечает: «Попытайтесь». Про себя же с грустной уверенностью констатирует «Невозможно…»
2) Прочитайте диалог героев о крыльях (стр. 347, гл.9). В чем смысл этого разговора? О каких крыльях идёт речь?
(Конечно, среди чувств, поднимающих нас от земли, пальма первенства принадлежит любви. И крылья, о которых упоминает тургеневский герой - это крылья любви)
- «Если бы мы с вами были птицы - как бы мы взвились, как бы полетели. Так бы и утонули в этой синеве…» Как понимать эти слова?
(Любовь окрыляет человека, приподнимает над обыденностью)

Литературовед М.Гершензон писал:
«Вот образ любви по Тургеневу (он любил аллегорические сцены): любовь налетает на человека, как гроза в ясный день, и в ошеломляющем вихре её у души внезапно вырастают крылья, человек превращается в птицу, со стремительным полётом птиц, с их неукротимой волей»
Исходя из сказанного видно, что говоря об окрылённости, ещё имеют в виду способность человека воспарить над обыденностью.
«Так пойдёмте, пойдёмте… Я попрошу брата сыграть нам вальс… Мы вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья» - здесь сразу высвечивается главная черта характера героини: тревожная порывистость души в её устремлённости к возвышенно-идеальному.
- Удалось ли героям взлететь?
(Да, на мгновенье. Плавные звуки вальса словно приподняли их над землёй. Музыка и танец раскрепощают героев. Ася становится «мила и проста», исчезает её угловатость, и сквозь «девически строгий облик» проступает что-то мягкое, женское». Даже Н.Н. веселится как ребёнок)
VI. Роль 10 главы.
1)Что почувствовал герой, возвращаясь домой?
(Тайное беспокойство, тревогу - с одной стороны, с другой - упоение радостью сближения, в нём загорелась жажда счастья.)

2) Снова пейзажно-психологическая зарисовка помогает понять героя, его состояние. Как? Почему тревога?
Прочитаем, 10 гл., стр. 348.

(Предчувствием, что не сложатся их взаимоотношения. Недаром Ася сравнивает себя с Татьяной Лариной, которая в любви не была счастлива. Но то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси, но которую ещё герой не смел назвать по имени.)
Домашнее задание.
1) Читать 11-16 главы
1) Доказать по 11-12 главам, сто Ася и Н.Н. - разные, не созданные друг для друга (задание сложное, дается по желанию);
2) Заполнить вторую часть таблицы по 16 главе (сцена разрыва);
3) Продумать ответы на вопросы:
- Почему Асе "лететь некуда"? Почему она не танцует?
- Виноват ли герой в своей судьбе?

Образ тургеневской девушки

«Когда я перевернул последнюю страницу повести И. С. Тургенева "Ася", у меня появилось ощущение, что я только что прочел стихотворение или услышала нежную мелодию» - так отзываются многие об этой повести. Я с ними полностью согласна. Это прекрасная история любви, но, к сожалению, с печальным концом - возлюбленные расстались. Первая любовь Аси закончилась трагично.

Главная героиня Ася – это ярчайший образ в литературе. Миловидная девушка семнадцати лет со «смуглым кругловатым лицом, небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она грациозно сложена, но не вполне еще развита».

Жизнь Аси складывалась трагическим образом: она дочь помещика и крепостной. Поэтому она застенчива и не умеет вести себя в светском обществе. Рано потеряла мать, а через несколько лет еще и отца. Это заставило ее рано задуматься о смысле жизни и разочароваться в некоторых вещах.

Но она не разлюбила жизнь, более того она хотела оставить свой след в истории. « Дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» - говорит она. Ася стремится к чему-то особенному, к деятельной жизни, к совершению подвига. Она тонкая, романтическая натура, которой чуждо все обыденное и суетное. Не зря она хочет летать, как птица. Ей нравится романтические рассказы и легенды. А своим кумиром она считает Татьяну, героиню романа «Евгений Онегин».

Главная ее особенность - это непостоянство, загадочность и странность. Именно поэтому Н. Н. восклицает: «Что за хамелеон эта девушка!». Сначала она лазает по стене, как коза, поливает цветы на стенах, сразу после этого ведёт себя, как благовоспитанная барышня, шьёт и опять выказывает своё ребячество. Ася открытая, пылкая, благородная и непосредственная натура.

В этом произведении ее впервые охватывает такое чувство как любовь. Она полностью отдается этому ощущению. Любовь окрыляет ее и полету нет преград. Ася не умеет скрывать свои чувства или притворяться, и поэтому она первая, подобно пушкинской Татьяне, признается в любви Н. Н. Но его эти вести пугают и он не осмеливается связать свою жизнь с такой необычайной девушкой. Импульсивная и искренняя любовь Аси разбивается об робкую симпатию Н.Н., его нерешительность и боязнь противостоять общественному мнению. Обвинения Н.Н. глубоко ранят трепетную душу Аси, и она с Гагиным покидает город.

Я считаю, что образ Аси затронул каждого. Ее странное поведение, сила, с которой она влюбилась в Н.Н., поражает нас, а судьба Аси, та драматичность, с которой она рассталась с Н.Н., заставляет нас посочувствовать. Но меня изумляет ее отношение к жизни, те цели, которых она хочет добиться, то, что она стремиться достичь чего-то в жизни.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.referat.ru/

Просмотров