Лавровый венок как триумфальный символ. Венок (венец): история традиции и значение символа Значения свадебные венки беларуси история

Рядом с нами много древних слов-меток, но мы утратившие связь с родной историей эти слова не замечаем. Лишь изредка кто-нибудь отметит тайну седой старины.

Славяне жили по законам Вед. Это больше чем религия. Веды - образ жизни, украшенный удивительными обрядами.

В далекие времена, когда люди праздновали языческий праздник в ночь на Купало , когда ещё не ведали про христианское имя Иоанн, юные девушки прыгали через костер и спускали в воду венки из душистой травы и лесных цветов с вплетенными в них лентами. Каждой хотелось, чтобы её венок оказался самым изящным и красивым.

Каждый венок имел смысл. Ритуал праздника многогранен и наполнен глубокой символикой. Венки это лишь малая его часть.

Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием. C принятием христианства обрядовую часть славянского праздника заменили на день рождения Иоанна Крестителя - жителя чужой земли. Сегодня праздник потерял своё астрономическое соответствие солнцестоянию, утрачено и ведическое наполнение. А когда-то…

Девушки от 13 лет и до замужества плели «Венки любви».

Если девушка имела на примете парня, а он все не засылал к ней сватов, то ей нужно было сплести Венок Надежды.

Во время свадебной церемонии жених с невестой, а также все приглашенные надевали на голову венки из какого-либо ароматного цветка.

Замужние женщины и просватанные девицы плели венки из васильков, которые составляли основу, а между ними вплетали цветущий любисток.

После рождения первенца, женщина могла сплести венок из роз, украшенный зелеными листьями.

Если же предстояла разлука, или парень полюбил другую, плели венок разлук.

Он состоял из первоцвета - символа недолговечности и вереска, который означал одиночество и безнадежность.

Венок из 12 цветущих трав был оберегом.

В конце лета девушки бросали в реку венок, сплетенный на свой вкус из любых цветов гадая о суженном, или о своей дальнейшей судьбе.

Существовал обычай, из последнего снопа сплести венок, украшенный лентами. Одевали его на голову самой красивой девушки и она, в сопровождении поющих и пляшущих сельчан приносила его в деревню. Это был знак окончания сбора урожая и полевых работ.

Лентами украшали венки из ветвей, из живых цветов и из разнотравья. Позднее, венок, украшенный лентами сохранился как часть национального женского костюма украинок.

Цветок или цвет ленты, даже сам вид венка имели значение.

Воинов, вернувшихся домой с победой, приветствовали венками, сплетенными из злаковых. Человек, которого избавили от смерти, в благодарность вручал своему спасителю дубовый венок. Римляне переняли эту традицию и награждали победителей венками из лавра. В гербе СССР также присутствовала древняя колосковая символика.

Позднее древний смысл венков забылся. В обрядах появилось много светской суеты и современной самодеятельности. С прошлого столетия венки стали применять в ритуалах прощания.

Мы забыли, что венок символ жизни. Украшая себя венком, девушка становилась невестой. Она готовилась к семейному будущему. Даже церковь не отказалась от этого обряда, заменив славянский венок молодоженов символической короной в процедуре ВЕН_чания.

Символика венка.

Венок не просто украшение со значением это ещё и ритуальный предмет, символика которого связана с магическим осмыслением круга.

Круг на древнеславянском наречии - Коло является символом бесконечности времени и незыблемости мироздания. А ещё он символизирует бесконечность славянской истории.

Наши предки верили: пока коло (колесо жизни) крутится, жизнь продолжается. Она, конечно, продолжится и после 2012 года, и во все последующие годы тоже. Нам, безусловно, придется решать текущие задачи и думать о своей семье, кому-то и о государстве. Это происходит сегодня, и будет происходить всегда.

Невозможно представить украиночку без яркого веночка на голове. А знаешь ли Ты, друг, как правильно плести венок? Об особенностях подбора цветов и лент для венка, о его истории, символике и защитной силе расскажет Пустунчик.

История украинского венка. Древнеславянский венок

Воспет в песнях и окутан легендами, украинский венок имеет многовековую историю. Впервые о нем упоминается во времена шумерской культуры - ХII–III в. до н. э.

Потомки шумеров, представители культуры шнуровой керамики, оставили будущим поколениям немало символов, среди которых мифический знак богини Инанны - Иштар , что означает «ясное небо». Состоит он из венка - круга и вплетенной в него ленты, создающей два конца, а также со звезды с шестью лучами в центре.

Интересно, что такой же знак изображен на саркофаге Ярослава Мудрого в Софии Киевско й (XII в.). Исследователи считают, что украинский венок - это упрощенный знак Инанны, будто пожелания мирного, ясного неба над головой того, кто его носит, оберег от злых сил и несчастий.

Во времена Античности венок считали символом счастья и таланта. Им украшали победителей, во время произнесения речей его одевали ораторы, им украшали священные предметы. Был венок и символом скорби.

Наши предки знали, что основная часть тела человека, которой он понимает мир и влияет на него, - это голова, поэтому создавали для нее венки-обереги, которые берегли от порчи и злых чар. Неудивительно, что на древних изображениях женщины-богини она в головном уборе из цветов, трав, зелья и ветвей.

Интересно, что в разных регионах Украины венок называли по-разному: на Подолье - коробуля, лубок, на Черниговщине - теремок, на Гуцульщине - плетинь, на Переяславщине - гибалка... Существовали и общеславянские названия - венок, вянок, перевязка, чильце.

Подбираем травы и цветы для венка

А известно ли Тебе, дружок, что венок должен состоять не более чем из 12-ти цветов ? Обычно венок делали не слишком пышным, чтобы он аккуратно прилегал к голове.

Издавна венок был книгой души молодой девушки: на языке цветов она выражала свои чувства, душевное состояние и рассказывала о событиях, которые произошли в ее жизни.

Цветы-символы, которые традиционно вплетают в венок:

  • мак - цветок желаний, символ плодородия, красоты и молодости;
  • цвет вишни и яблони - материнская любовь и преданность;
  • ромашка - символ нежности, верности и любви;
  • подсолнечник - символ преданности и верности;
  • мята - оберег ребенка и его здоровье;
  • васильки - символ человечности;
  • роза, мальва и пион - символы веры, надежды, любви;
  • душица - символ материнской любви;
  • калина - красота и девичья красота;
  • лилия - девичьи чары, чистота, целомудрие;
  • девясил - корень девяти сил, который укрепляет и возвращает здоровье;
  • бессмертник - символ здоровья, заживляет язвы и раны;
  • хмель - гибкость и ум;
  • полевой колокольчик - символ благодарности.

Чтобы венок обладал особой магической силой, в него вплетали полынь - главную из трав, донник - символ верности и листья дуба - символ храбрости и силы. Однако самым надежным оберегом был и остается барвинок , символизирующий бессмертие человеческой души, зелье любви и девичьей красоты.

Ходили слухи, что стоит только юноше и девушке съесть листик барвинка - и между ними внезапно вспыхнет страстная любовь.

А вот «нечистое» зелье - волчьи ягоды, папоротник, дурман - вплетать в венок категорически запрещалось. Неприемлемым считалось во время плетения венков и присутствие ребят.

Осенью, когда травы отцветали, венки плели из золотого листья, а зимой - из искусственных или восковых цветов. Последние плели в основном монахини при монастырях и продавали на киевских рынках. Искусственные венки было принято покупать накануне вступления в брак в качестве свадебных. Иногда цветы в таком венке переплетали зеленым барвинком и добавляли птичьи перья.

Что символизируют ленты в венке?

Весьма интересен отбор, сочетание цветов и расположение лент в венке. К украшенной цветами голове молодой девушки привязывали ленты 12-ти цветов . Каждая из них служила красавице целителем и оберегом, защищая волосы от злых глаз.

Ленты подбирали по длине волос девушки и делали их едва длиннее косы, чтобы спрятать ее среди красочных цветов.

В центре венка завязывали светло-коричневую ленту. Она символизировала землю-кормилицу. По обе стороны первой ленты завязывали желтые - символ ясного солнышка. Дальше - светло-зеленые и темно-зеленые - красота и молодость. А потом - голубые и синие - символы неба и воды, наделяющие силой и крепким здоровьем. Затем шла оранжевая - символ хлеба, фиолетовая - мудрость, малиновая - искренность, розовая - символ благополучия и достатка.

Если венок состоял из маков, девушки украшали его красной лентой - символом магичности и печали.

Белые ленты завязывали на венок, только когда они были вышиты: на одной - солнце, на второй - месяц. Чистую ленту вплетать в венок было не принято, ведь она означала тоску по умершим.

Косу и венок сироты украшали голубые ленты. Прохожие одаривали ее хлебом и деньгами, желали счастья и благополучия. В благодарность сирота дарила милосердным господам ленту со своего венка.

Виды украинских венков

Разнообразие украинских венков поражает: магические, обычные, ритуальные и возрастные - всего более 77 видов .

Впервые девочке плела венок ее мама, когда той исполнялось три года. Женщина семь дней купала веночек в вечерней росе, вплетала бархатцы, ромашки, барвинок и незабудки, а затем прятала в сундук. Надевали венок на Спаса, протягивая девчушке яблочко, и приговаривали: «Здоровому телу - здоровый дух!»

А когда малышке исполнялось четыре, ей плели особый венок: все лепестки вплетенных в него цветов рассекали, украшая венок листьями яблони, багульника и бессмертником.

Девочке шести лет плели венок из васильков и маков , чтобы оберегали сон и стерегли мысли. Семилетним девушкам вплетали в венок цветы яблони. «Мать-яблоня, не жалей здоровья и судьбы ребенку», - торжественно говорил отец, касаясь венком головы дочери.

Девочки старше 13 лет плели веночки любви . Традиционно их украшали ромашки, усики хмеля, цвет вишни и яблони. Впереди венок украшали роскошной кистью калины. А вот просватана девушка надевала венок из барвинка, шалфея, мяты и других лекарственных трав.

Свадебный венок был назначен защищать девушку от злых глаз и изготавливался из барвинка, руты, шалфея, роз и т.д. Иногда, чтобы усилить защитную функцию венка, листочки барвинка смазывали чесноком и медом, а в венок доплетали перец, красные нити, лук, монеты, овес.

В Житомирской области вдо 1970-х годов существовал обычай бросать подругам невесты не букет, а венок, передавая брачную эстафету одной из дружок. Которая поймает - той и под венец идти.

На Днепропетровщине в 1960-х молодым венок надевали на запястья, соединяя воедино их судьбы.

Когда девушке не везло в любви, она плела венок надежды - из полевых маков и васильков. Иногда такой венок дарился несмелому парню в качестве признания. Венок преданности плели из васильков и любистка. Казак брал его с собой в дорогу, зная наверняка: дома его любят и ждут.

На Жатву плели венок из зерновых растений. Обычно честь нести такой венок к деревню выпадала молодой, трудолюбивой девушке, которая вот-вот должна была выйти замуж.

Традиции плетения украинского венка уходят в глубокую древность. Каким бы ни был повод создания этого красочного оберега, его всегда плели с особой заботой и трепетом, ведь в основе украинского венка - любовь к природе, уважение к родной земле.

Легенды рассказывают, что на левом берегу реки Тибр, на землях, принадлежавших латинам, пастух будто бы нашел близнецов Ромула и Рема, выкормленных волчицей. Предсказание гласило, что дети, рожденные племянницей царя, по достижении совершеннолетия лишат царя престола. Поэтому он приказал только что родившихся детей положить в корзинку и бросить в воды Тибра. Недалеко от того места, где пастух нашел детей, впоследствии Ромул основал город Рим (Рома) и стал в нем править.

Греческая культура оказала влияние на быт населения и на всю римскую культуру. В скульптурных изображениях императриц и знатных матрон воплотились представления о красоте. Больше всего ценилась гордая осанка, плавность походки.

Парикмахерское искусство у древних римлян, так же как у древних греков, пользовалось особым вниманием. Прически их были просты, но впоследствии римляне переняли основные силуэты у греков, несколько видоизменив их. Форма и украшение прически часто зависели от достатка, положения в обществе. В целом же формы причесок были одинаковы для всех слоев населения. Мужские прически представляли всевозможные фасоны стрижек. Но самой характерной была прическа с густой челкой, закрывавшей весь лоб до бровей или до середины лба. Вся масса волос подстригалась до мочки уха и легко подвивалась. На скульптурных портретах периода Республики мы не видим вычурных или сложных причесок. Мужчины хорошо подстрижены, многие - довольно коротко.

Молодые римляне чисто выбривали лица, в зрелом возрасте начинали носить бороды, но они были значительно меньших размеров, чем у греков, ассирийцев.

Во времена Римской империи мужские прически стали более разнообразными. Они утеряли отпечаток аскетизма и суровости, приобретя некоторые черты вычурности и изнеженности. Римские граждане носили прически с челками, с завитыми прядями. Богатые патриции подражали прическам своих императоров.

После долгих лет подражания во внешнем облике древним грекам римляне сумели создать свой стиль; так же как и у древних греков, причесывание стало важной церемонией. За выполнением прически, ее сохранением наблюдали специальные рабы - тонсорес и кипасис. Патриции много часов проводили за туалетом. Римские женщины носили прическу, которая состояла из завивки волнами и кос, уложенных поверх нее с затылка до лба. Делали высокие, сложные прически, в которых сочетались разного вида локоны, расположенные ярусами. При этом на затылке или низко на шее из тонких косичек делали плоский пучок, укладывали его в виде корзинки или ракушки, завитка. В период империи популярна была прическа тутулус, ее носили знатные патрицианки. Волосы завивались, приподнимались надо лбом, крепились на раму. Дополнением этой прически были конусообразные шапочки. Для невест была особая прическа: шесть уложенных вокруг головы кос, которые перевивались красной лентой. Поверх прически прикрепляли фату желтого цвета. Но фата не являлась единственным головным убором. Невеста могла надеть платок огненного цвета четырехугольной формы. С боков и сзади платок спадал мягкими складками, оставляя лицо открытым. На торжествах прически украшали жемчугом - он ценился дороже всех камней.

Так как римским матронам казалось, что черный цвет волос грубит, то стали применять осветлители. Распространился обычай носить светлые парики. А наиболее экстравагантные аристократки осмеливались носить цветные парики. Парики рыжего цвета носили в основном куртизанки, танцовщицы.

Окрашивание волос требовало особых щелочных составов и специальных знаний, поэтому рабыни-ортотрикс выполняли эту работу в несколько этапов. Специальная каламистра мыла, просушивала волосы, навивала на щипцы. Другая, псекас, смазывала волосы помадой, а третья, кипасис, укладывала их в определенную форму.

Головные уборы.

В Древнем Риме голову покрывали, так же как и в Древней Греции, крайне редко. Мужчины - только во время военных походов или многочасовых театральных представлений. Аристократы но
Corporal

Смысловое толкование символа

Образ венка встречается во всех известных культурах и имеет тысячелетнее использование. Как образный предмет, венок, скорее всего, появился как головное украшение. При чествовании его используют как ДАР и знак отличия. При памятовании венок является предметом жертвования.

Вено́к (от ст.-слав. вѣно «дар») - кольцеобразное плетение из листьев и цветов. Именно венок стал первичным образом короны.
Венок разделяет символику:
· короны, в своем символическом значении они аналогичны друг другу.
· круга, кольца, как символа бесконечности
· головы, как главного
· растений (из которого сплетен).


Зародившись как знак отличия и чествования, венок достаточно быстро становится знаком полномочий и власти. Венки из веток деревьев становятся венками из золота.

Знак успеха

В греко-римском мире более всего был распространен лавровый венок. Сначала им украшали признанного актера или выдающегося поэта. «Лауреатус» - «тот, кто увенчан лавром». Вскоре он стал символизировать славу и победу в чем бы то ни было. Цезарь носил лавровый венок как символ своей непобедимости. В торжественных случаях весь народ венчался лавровыми венками.

В зависимости от области достижения в награду получали венок из определенного растения: л авровый венок доставался поэтам. Пальмовый - завоевателям. Дубовый - спасшим жизнь и взошедшим на стену осажденного города. Победители в олимпийских играх награждались венками из ветвей оливы. У китайцев оливковый венок олицетворяет литературные заслуги.

Вторым по значимости стал венок из роз . Олицетворение знатности, быстротечности и яркости жизни. Его носили последующие императоры и патриции.

Терновый венец Христа-противопоставление розовым венкам императоров

Знак любви

Девичий венок символизирует невинность девушки, отождествляется с ее чистотой. В древней Польше венок из мяты - девичество, девственность. Позднее его сменяет миртовый венок. Брачная символика венка отражена в народной традиции: в любовной магии и девичьих гаданиях с венками о замужестве, в обычае вручения девушке венка в знак предложения сватовства. В средневековье рыцарь был счастлив, если дама сердца дарила ему венок из маргариток . Знак говорил о том, что она готова отдать свою невинность этому человеку. С помощью венка можно было и отказать. Так,в польской традиции, гороховый венок, свитый вместе с полными стручками, - отказ поклоннику, знак нежелания невесты выходить замуж.



Венок- один из основных атрибутов свадебного обряда наряду со свадебными деревцем, караваем.Он является символом брака, как и другие свадебные атрибуты, имеющие форму кольца или круга (кольцо, калач, каравай). Свадебный венок известен еще у древних греков и римлян. И жених, и невеста надевали на свадьбу венки, в которых были мирт, мята, аспарагус, фиалки, нарциссы, гиацинты, маки и розы.

Классический свадебный венок делался в Европе из цветов апельсина – «Флёрдоранж». Значит, выходить замуж в Европе было принято в мае месяце. Позже венок трансформировался в традиционный букет невесты. Возможно, по этой причине мы считаем, что букет невесты должен состоять из белых цветов. У арабов венок из цветов апельсина является символом плодородия, поэтому его надевают невесты на свадьбу. Славяне традиционно играли свадьбы осенью. Свадебный венок плели из роз, ярких цветов , украшали лентами. Есть примета: если снятый с невесты венок зашить в брачную постель, то новобрачная будет жить счастливо. В некоторых деревнях жених, получив от невесты венок в подарок, кладет его в потайное место и сохраняет в течение всей жизни как гарант принадлежности и верности жены. Такой обряд сохраняет любовь и счастье в доме весь период брака.



Венок-оберег


Плетение венка – своеобразная наука. Венок это не просто красота, а «знахарь души». Нужно знать, из каких цветов и когда плести. В нем есть волшебная сила, что боль снимает и силу бережет.

На Руси и в Европе венок считался оберегом . Так, направляясь к лесному озеру, полагалось надеть венок с полынью - верное средство от русалок. Венками из дубовых веток защищали поля, огороды и скот от беды. После Юрьева дня венки забрасывали на крыши домов, чтобы ведьмы не навредили скоту.

Согласно народной мудрости дурнушкам и девушкам с плохой кожей следовало умываться из брошенного на воду венка, чтобы стать красивее. Особые маленькие веночки изготавливали участники праздника Божье Тело, отмечаемого у славян-католиков в 9-й четверг после Пасхи. Их плели (по пять, семь, девять штук) и несли с собой участники церковной процессии, а затем часть из них оставляли в церкви, а часть забирали домой как оберег от грома, молнии, нечистой силы, грызунов и других вредителей.

После обрядового использования венки подлежали ритуальному уничтожению (их сжигали, разрывали на части, бросали в воду, забрасывали на дерево и т. п.), но часть из них (либо их остатки) сохраняли в качестве охранительного и лечебного средства или средства, стимулирующего плодородие, приплод скота. Использованные в обрядах венки широко применялись и в народной медицине (из засохшей зелени готовили целебные отвары, ею окуривали больных и тому подобное).

Условность библейского языка, накладывала на венок христианское толкование, в зависимости от растений,из которых он был сплетен.

Красные розы связывались с жертвоприношением и сильными эмоциями, венок из красных роз толковался как символ мученичества.
Синие белые цвета связывались с духовным и божественным. Фиалки, лилии и белые розы символизировали нравственную чистоту.
Вечно зеленые растения: барвинок, плющ, мирт, сосна и ель знаменовали никогда не прекращающуюся жизнь и вечную любовь
Кипарис являл собой знак праведника, утвердившегося в благодати Божией. Верба - новую жизнь и воскресение.
Дабы увеличить магическую силу венка, в него вплетали самые непостижимые вещи, например; чеснок, лук, жгучий перец, красные нитки. Кроме того хлеб, овес, монеты, сахар. В венки на Ивана Купало вплетались крапива и полынь, как обереги от нечистой силы, леших и русалок.

Венок в национальном костюме

Традиционный украинский венок плетется из 12 растений.

В венок вплетаются:

бессмертник,

тысячелистник,

незабудка,

бархатцы,

барвинок,

любисток,

красный мак,


Ритуалы и гадания с венками


Для гадания, не ломая ветки на молодой березке, венки закручивали кольцами и связывали. Первый венок - на себя. Второй - на любимого. Последующие - на родственников. На Троицу ходили венки развивать. Увядший или самостоятельно развившийся венок сулил смерть или безбрачие. Сон же о потерянном венке предвещал совращение.

А еще на Троицу девицы весь день носили на голове венок из трав и цветов . Вечером каждая бросала свой венок в реку. У кого венок к берегу прибьется - та замуж выйдет.
Венки забрасывали на дерево, на крышу своего дома, оставляли во дворе, на следующий день смотрели как венок сохранился и строили предсказание.

Сегодня на свадьбе есть ритуал «поймать букет невесты ». Он используется для предсказания скорого замужества или женитьбы. Его так же можно отнести к гаданию на венках, т.к. «букет невесты» совсем недавно трансформировался из венка.

Обряды на Ивана Купалу.

Ночь на Ивана Купалу знаменовала переход из детства во взрослую жизнь. Купальский венок был обязательным атрибутом языческих, купальских игрищ. Изготавливался из свежей зелени и цветов до начала празднования у костра. В обрядовом употребление купальский венок используется, как талисман или амулет, т.к. как его изготовление (витье, плетение) происходит строго в определенное время (что является первой магической силой). Венок имеет еще два магических осмысления или свойства. Магию кольца - символа бесконечности в человеческом бессознательном. На этом свойстве венка основаны обычаи процеживать молоко сквозь него, пролезать и протаскивать что-либо через венок, смотреть, переливать, пить, умываться сквозь него и даже целоваться. Третьей магической силой венка являются особые свойства растений, напр., барвинка, базилика, розы, герани, ежевики, папоротника, дубовых и березовых веток и т. п. Изготовление венка представляет собой особый ритуал, регламентирующий состав исполнителей (обычно девушки, женщины), обрядовое время и место плетения, число, размер и форму венка, способ плетения, дополнительные украшения (нитки, ленты, чеснок и т. п.).

На заключительном этапе обряда венок чаще всего уничтожали: сжигали в костре, бросали в воду, в колодец, забрасывали на дерево, относили на кладбище и т. п. Часть венков сохраняли, используя затем для лечения, защиты полей от градобития, относили в огороды против червей. У восточных и западных славян гадали по венкам: их бросали в реку и по движению в воде пытались узнать судьбу; оставляли венки на сутки во дворе, примечая, чей венок завянет (тому грозит несчастье); подкладывали на ночь под подушку, чтобы увидеть вещий сон; забрасывали венки на деревья - зацепившийся с первого броска венок сулил скорое замужество.


Жатвенный венок - ритуальный предмет (венок или корона), изготавливаемый из колосьев; символизирует окончание жатвы. С последним снопом уносят с поля в дом, где хранят до следующей жатвы (или до очередного сева). Известен всем славянам, кроме русских и болгар, у которых эту функцию выполняет последний сноп.

Жатвенный венок имеют различную форму. Чаще всего это обычный круглый венок по размеру головы.

В виде алтаря, костела, орла (пол.), вазы (словац.),

в виде букета, перевязанного лентой с бантом (словац.),

в виде большой вязанки колосьев,

в форме маленького снопа овса, украшенного цветами и яблоками

Украинцы делали несколько венков, по числу засеянных культур, в том числе из гороха, гречихи и рапса.


Венок - ритуальный предмет, символика которого связана с магическим осмыслением круга. Венок невесты, с одной стороны, олицетворяет девственность, с другой - умирание в старой жизни и рождение в новой.

Православный ритуал обряда прощания с усопшим стремится в цветах и венках выразить надежду на воскресение и вечную жизнь. Для погребального ритуала для венков выбираются растения сообразно их символическому значению. В XIX веке в России в обычных похоронах, не связанных с воинской славой либо гражданскими почестями, в оформлении венков используются вечнозелёные растения: хвойных и можжевеловых пород, с их душистым смолистым запахом. Количество цветов в венке должно быть обязательно четным.




Венок в ювелирных украшениях

Широкое обрядовое использование венка не могло не спровоцировать тщеславное человечество на соперничество с природой. В итоге растительные венки трансформировались в драгоценные головные уборы: венцы - кокошники - диадемы-короны, используемые как символы власти.

24.06.2016 12:23

ВЕНОК. ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ

Венок является традиционным украшением у славян, однако мало кто знает, откуда пошла традиция плести венки и что символизирует собой такой необычный головной убор.

Само слово "Венок" произошло от старославянского вѣно «дар». Веночница - женщина, плетущая и продающая венки. Венок представляет собой плетёное из трав, веток, цветов, кольцо, которое надевается на голову в виде украшения. Венок является традиционным украшением не только для славянских, но и для многих других народов, и имеет очень древнюю историю.


В различных племенах, а также на различные праздники плетение венков сопровождалось многочисленными традиционными элементами. Занимались этим обычно девушки. Ритуал подразумевал определённое время плетения, число венков, размеры, формы, различные виды плетения и состав. Всё это являлось сакрально-символическим кодом, который соответствовал тому или иному событию. Особое внимание уделяли составу венков. Если сегодня венки заплетают ради забавы или в
дань древней традиции из любых трав, которые попадутся под руку, то в древности каждый вид венка состоял из определённых растений, например, на русальной неделе и в праздник Купалу, в венок вплеталась полынь, как средство против нечистой силы. К тому же, венки, которые состоят из определённых трав и надетые на голову, являются настоящей ароматерапией, которая способна подарить благотворное состояние, настроить на нужный лад и даже помочь в излечении некоторых болезней.


Изначально венок был ритуальным предметом, который плёлся на праздники - сезонные, священные, свадьбы, похороны и другие. Венок - это настоящий оберег символика которого связана с магическим осмыслением круга и защитных свойств растений. Издавна предметы и вещи, которые имеют отверстие, считались заряженными особой силой, способными отпугнуть противные человеку сущности или негатив. Связано это с женским началом, символом женской природы и магии, символом рождения жизни. Подобными традиционными магическими предметами являлись кольца, обручи, калачи, камни с естественным отверстием (Куриный бог). По причине того, что венки были ещё и оберегами, ими украшали домашних животных и различные части своего дома как снаружи, так и изнутри. Венками украшали не только людей и домашнюю скотину, но также дома и постройки,
колодцы, столбы, кладбища, забрасывали на плодовые деревья в огородах и крыши домов. В некоторых регионах плелись специальные венки для коров, коз, овец, а в сёлах Поморья даже сохранился обычай плести венки для гусей, индюков, кур и другой домашней птицы.


Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием. C принятием христианства обрядовую часть славянского праздника заменили на день рождения Иоанна Крестителя - жителя чужой земли. Сегодня праздник потерял своё астрономическое соответствие солнцестоянию, утрачено и ведическое наполнение. А когда-то…


Девушки от 13 лет и до замужества плели «Венки любви».
Если девушка имела на примете парня, а он все не засылал к ней сватов, то ей нужно было сплести Венок Надежды.


Во время свадебной церемонии жених с невестой, а также все приглашенные надевали на голову венки из какого-либо ароматного цветка.


Замужние женщины и просватанные девицы плели венки из васильков, которые составляли основу, а между ними вплетали цветущий любисток.


После рождения первенца, женщина могла сплести венок из роз, украшенный зелеными листьями.


Если же предстояла разлука, или парень полюбил другую, плели венок разлук. Он состоял из первоцвета - символа недолговечности и вереска, который означал одиночество и безнадежность.


Венок из 12 цветущих трав был оберегом.


В конце лета девушки бросали в реку венок, сплетенный на свой вкус из любых цветов гадая о суженном, или о своей дальнейшей судьбе.


Существовал обычай, из последнего снопа сплести венок, украшенный лентами. Одевали его на голову самой красивой девушки и она, в сопровождении поющих и пляшущих сельчан приносила его в деревню. Это был знак окончания сбора урожая и полевых работ.


Но кроме цветов, в венок сплетают ещё и разноцветные ленты:
Светло-коричневая лента - земля-кормилица.
Жёлтая лента - это солнце.
Зелёная лента - красота и молодость.
Голубая и синяя лента - вода и небо.
Оранжевая лента - хлеб.
Фиолетовая лента - людская мудрость.
Розовая лента - благополучие.
Белая лента - память о предках.


Есть все основания полагать, что украинский венок с лентами, который издревле является составным элементом украинского национального костюма - есть пожелание «ясного мирного неба» над головой того, кто его носит. Это своеобразный оберег от всего плохого и недоброго.


Цветок или цвет ленты, даже сам вид венка имели значение.

Воинов, вернувшихся домой с победой, приветствовали венками, сплетенными из злаковых.

Человек, которого избавили от смерти, в благодарность вручал своему спасителю дубовый венок.

Римляне переняли эту традицию и награждали победителей венками из лавра.

В гербе СССР также присутствовала древняя колосковая символика.
Мы забыли, что венок символ жизни. Украшая себя венком, девушка становилась невестой, готовилась к семейному будущему. Даже церковь не отказалась от этого обряда, заменив славянский венок молодоженов символической короной в процедуре ВЕН_чания, а выражение «пошли под венец» говорит о том, что люди связали себя узами брака.


Венок не просто украшение со значением это ещё и ритуальный предмет, символика которого связана с магическим осмыслением круга. Круг - Коло на древнеславянском наречии - является символом бесконечности времени и незыблемости мироздания. А ещё он символизирует бесконечность славянской истории.


Наши предки верили: пока коло (колесо жизни) крутится, жизнь продолжается.



Просмотров