Изготовление куклы из соломы. Русские игрушки из соломы. Народное творчество Как сделать куклу из соломы

Мастер-класс по изучению различных техник обработки соломки

Мастер - класс рассчитан для педагогов дополнительного образования, учителей технологии, воспитателей детских садов.

Назначение мастер-класса:

1. педагогам для изучения с детьми различных техник обработки соломки;

2. для использования в оформлении праздников, для изготовления подарков.

Конспект мастер - класса «Соломенная скульптура»

Тема: «Вязание соломенной куклы»

Цель: Познакомить учителей, педагогов и воспитателей с соломенной скульптурой, как одним из видов обработки соломки.

Задачи:

Познакомить педагогов с технологией подготовки соломки к плетению и изготовления соломенной куклы.

Обучать последовательности изготовления соломенной куклы (женской или мужской фигуры).

- Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

Воспитывать художественный и эстетический вкус.

Материалы и инструменты: распаренная соломка, ножницы, шпагат, подкладные листы, разовые тарелочки, салфетки, лоскутки ткани

Ход мастер-класса:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил .

Работа с соломкой - художественный ручной труд - оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и других психических функций ребенка, инициирует способность к самостоятельному творчеству. Красивые поделки, игрушки, сделанные своими руками, помогут детям приобрести первые трудовые навыки, развивать фантазию, творческое мышление, трудолюбие, терпение и усидчивость. И не надо бояться, что это хлопотное дело, любое дело хлопотное, оно этого стоит.

Итак, по мере наших сил мы превратимся в творцов-мастериц - соломенной скульптуры.

I этап. Вначале даю историческую справку:

Плетение из соломки объемных фигур - кукол, животных, птиц - уходит своими корнями в далекое прошлое.

Исследователь русской крестьянской игрушки Н. Церетели подчеркивал, что в России в конце XIX - начале XX века соломенную куклу делали везде, где выращивали хлеб. Взрослые делали их для своих детей как обереги. Такие куклы не имели лица, и, следовательно, они считались предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, безвредным для ребенка. Вместе с тем основное значение соломенной куклы - игра, развлечение, забава не только для детей, но и взрослых. Куклы из соломы называют «стригушками» потому что, пучок соломы, из которых их связывают, понизу ровно подстригают.

Соломенные куклы - «стригушки» столетней давности можно увидеть в Русском музее в Санк-Петербурге, в Государственном музее игрушки в Сергиевом Посаде под Москвой.

Соломенные куклы лаконичны и условны в передаче женского и мужского облика. Их выразительность - в конструктивности пластики, рожденной простым и рациональным способом выполнения фигурки. Чаще всего куклы сделаны только из одного пучка соломы. Происхождение приемов скручивания, перегибания пучка соломы коренится в трудовых навыках по уборке урожая. Так женщины скручивали перевясло из пучка соломин, которыми обвязывали сноп колосьев. Русское народное название процесса изготовления кукол - «вязать кукол» , «навяжут кукол» - также ассоциируется с вязанием снопов.

На протяжении веков соломенная кукла была связана только с крестьянской культурой. Её изготовление ограничивалось рамками деревни, крестьянской семьи и в отличие от производства деревянных и глиняных игрушек не приобрело промыслового характера.

Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь. Стали темой для творчества многих современных мастеров и художников.

Из соломки можно изготовить различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря её свойству гнуться и сохранять заданную форму.

II этап. Обзор приёмов.

Рассмотрим наиболее простые, традиционные для народных соломенных игрушек конструктивные приемы выполнения соломенных кукол:

1. Кукла из одного пучка соломы. Пучок из 50-70 соломин перекручивают по центру в жгут, сгибают пополам и его концы меняют местами так, чтобы в середине жгута свернулась петля. Пучок туго перевязывают нитками. Чтобы подравнять концы соломин, пучок сжимают рукой и низ подстригают ножницами. Получившаяся кукла-игрушка условно передаёт женскую фигуру в длинном сарафане

2. Из одного пучка соломы можно выполнить куклу - игрушку с условно обозначенными руками. Пучок соломы перевязывают вверху, получается голова куклы. От основного пучка соломы отделяют два небольших пучка по 15-20 соломин для рук, переплетают их косичкой в три пряди, выгибают полукругом, присоединяют к пучку-туловищу, туго перетянув ниткой по линии талии

3. Кукла из двух пучков соломы: первый пучок-туловище, второй пучок-руки, который вставляется в пучок-туловище, предварительно разделенный на две части, одна из которых, приходящаяся на грудь выгибается. После чего части пучка- туловища соединяются и крепко перетягиваются ниткой по линии талии

4. Мужскую соломенную фигурку можно связать также как и женскую, из двух пучков, лишь с той разницей, что из пучка предназначенной для юбки, изготавливаются ноги

5. Соломенный ангел. Каркас изготавливается также как и каркас женской фигуры, только в одну из соломин предназначенных для рук вставляют проволоку для того чтобы в последствии придать рукам согнутое положение. Для крыльев берут 6-8 соломин, перевязывают их в центре и закрепляют сзади под небольшим пучком соломы. Каркас также перетягивают по линии талии

6. Кукла из нескольких пучков соломы. Голова и руки куклы выполняются приемом, описанным в пункте 3, юбка изготавливается из отдельного пучка соломы, она вставляется внутрь пучка-туловища и соединяется с ним перевязкой по линии талии

7. Еще один прием изготовления куклы из нескольких пучков соломы. Голова и руки куклы выполняются приемом, описанным в пункте №3. Для юбки стебли соломы сшиваются в верхней части пучка, таким образом, что при развороте юбки она имеет вид веера. Юбку оборачивают прошивкой вокруг талии куклы и связывают с туловищем

  • Отбеливание соломы
  • Окрашивание соломы
  • Размягчение соломы
  • ПЛЕТЕНИЕ
  • Плетежок - двухконцовка
  • Плетежок - трехконцовка
  • Плетежок - четырехконцовка
  • Зубчатый плетежок-четырехконцовка («елочка»)
  • Плетежок - пятиконцовка
  • Плетежок - шестиконцовка
  • Сшивание плетежков
  • Плетение отделочных плетежков
  • Плетение квадратов и многоугольников
  • НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ
  • Декоративное настенное панно «Сова»
  • «Конь златогривый»
  • Страница 17 из 19

    Изготовление куклы из соломы

    Для изготовления декоративной скульптуры и игрушек используют как целые стволы злаковых растений, так и верхние их коленца, имеющие самые длинные соломины. Целые стволы идут на крупные изделия, а верхние междоузлия - на средние и мелкие. Чтобы солома стала гибкой, ее, так же как и для плетения, вымачивают в воде, а затем завертывают на время работы во влажную холстину.
    Готовые соломенные фигурки отделывают плетежками.

    В основе любой современной игрушки для декоративной скульптуры из соломы лежат простейшие конструктивные решения, найденные еще в далеком прошлом. Пучки соломы, перевязанные в нескольких местах и соединенные друг с другом в определенном порядке, дают возможность передать в условной и лаконичной манере фигуру человека (рис. 32), зверя, птицы и многое другое. Как и в прошлом, основу куклы составляют два пучка соломы, соединенные под прямым углом друг к другу. Однако современные куклы все же имеют некоторые конструктивные особенности.

    Начиная изготавливать туловище, пучок соломин как можно сильнее перевязывают прочной бечевкой недалеко от торцевого среза (рис. 33а). Затем все соломины отгибают в сторону перевязи (рис. 33б) и связывают другой бечевкой. Образовавшаяся округлая форма будет служить основой головы куклы. Собрав другой, более тонкий, пучок соломин, перевязывают и его бечевками недалеко от торцевых срезов. В тонкий пучок для придания прочности вставляют проволоку (рис. ЗЗв). Она должна быть мягкой, но в то же время хорошо сохранять форму. В зависимости от размеров фигурки можно использовать медную, алюминиевую и стальную проволоку толщиной от 1 до 2 мм. Благодаря проволоке мастер может согнуть соломенный пучок так, как ему будет угодно. Пучок соломы, предназначенный для туловища, разделяют на две одинаковые части и в промежуток между ними вставляют тонкий пучок, армированный проволокой. Затем оба пучка перевязывают крест-накрест, а толстый пучок еще и поперек в двух местах, чтобы обозначить шею и талию фигурки. Чтобы бечевки не были видны, их обматывают сверху соломенными лентами (рис. ЗЗг). Закончив обмотку, кончик оставшейся ленты засовывают осторожно под слои обмотки.

    Основа куклы готова. С этого момента все зависит от желания и вкуса мастера. Он может обрядить куклу по своему усмотрению в крестьянскую или городскую одежду, надеть какой угодно головной убор, придать рукам любое положение, вложить в них нужный предмет - словом, все будет зависеть от тех задач, которые ставит перед собой мастер. На нашем рисунке показано изготовление женской фигурки в городской одежде: на ней жакет, платье с фартуком, а в руках хозяйственная корзина. Исходя из этого, фигурку вполне можно назвать «Хозяюшка».

    Чтобы получить нижние линии фартука и жакета, на фигурку надевают резиновые колечки, нарезанные, например, из старой велосипедной камеры. Ориентируясь на резинки, осторожно срезают ножницами два-три слоя соломин (рис. 33д). Если хотят сделать платье более пышным, в середину пучка со стороны торца забивают комок путаной соломы. Затем к платью, жакету и юбке пришивают нитками косички-четырехконцовки («елочки»), имитирующие оборки и узоры (рис. 33е). Руки обматывают соломенной лентой. Пока солома не высохла, им придают нужное положение. Чтобы сделать прическу с косой, укладывают в один ряд увлажненные соломины, переплетают их веревочкой и укрепляют на кукле, а торчащие концы заплетают косичкой (рис. 33ж). Из разглаженных соломенных полосок плетут корзинку. В качестве шаблона используют деревянный брусок подходящих размеров или же спичечную коробку (рис. 33з).

    Плетение - одно из древнейших ремесел, освоенных человеком. В основном для него использовались растительные материалы, распространенные в той или иной части земного шара.

    Традиция использования соломки возделываемых человеком злаковых культур для плетения стала продолжением традиции плетения диких растений и поклонения человека умирающим и воскресающим божествам растительного мира.

    Сформировались два основных направления в изготовлении человеком плетеных из соломки изделий. Одно имело ритуальное значение, и происхождение свое вело из сферы верований и поклонений человека верховным божествам природы, второе относится к сфере материальной жизни человека. Сельские жители, занимающиеся земледелием в разных уголках земного шара, использовали солому в быту. Ею укрывали крыши домов, ее подстилали домашним животным; из соломки делали циновки и утепляющие маты, разнообразную утварь для хранения, переноски продуктов и одежды; из нее изготавливали головные уборы и обувь, а в некоторых странах - элементы верхней одежды. Самым первым злаком, который начал культивировать человек, является пшеница. Она распространилась из степных районов Среднего и Ближнего Востока (Месопотамии, Палестины, Сирии) около 8 тыс. лет до н. э.

    В древности самые первые игрушки люди научились изготавливать из соломы. Соломоплетение на протяжении тысячелетий было жизненной необходимостью, а в наше время это занятие стало одним из способов творческого самовыражения в декоративно-прикладном искусстве.

    Мастер-класс по соломоплетению - это невероятно увлекательный процесс, способный увлечь как детей, так и взрослых. Окунитесь в удивительный мир этого народного вида творчества, прочувствуйте дух вековых традиций, подарив своим гостям и близким занятное развлечение. Наш мастер-класс станет прекрасным дополнением развлекательной программы детского праздника, свадьбы, тематической вечеринки, юбилея и сумеет задать тон праздничного настроения всем гостям без исключения.

    Плетёные из соломки куклы, животные, птицы были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах. Кукла использовалась и как оберег для детей, поскольку не имела черт лица. А согласно верованиям, в таком случае она считалась предметом неодушевленным и в нее не могли вселиться злые духи.

    Кони, козы, птицы, куклы из соломки – это божества и защитники. Фигурки из соломы, которые изображали петуха, голубя, козу, ставили на рождественский стол. Соломенных птиц подвешивали над столом. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов, принося в жертву через сожжение или потопление. Соломенные жаворонки были первыми предвестниками весны – с ними вместе люди звали ее. Любому крестьянскому ребенку была известна соломенная игрушка. Пучок соломы перекручивался так, что получалась голова. Между двумя пучками просовывался меньший пучок – готовы руки. Затем кукле приделывали косу или покрывали головку платком, одевали в лоскутки.

    Этот мастер-класс уходит корнями глубоко в древние искусства русских традиций. Мы будет изготовлять двух кукол Иван да Марья. Это оберег, который приносит в дом, где живёт семья, счастье, достаток и любовь. Начнём с того, что нам понадобиться 10 крепких ниток,7 коротких красных ниток, 2 длинные красные нитки, 12 коротких соломин, 17 средних, 20 длинных, 3 средних, 3 длинных и ножницы. Замачиваем солому на 15 минут в горячей воде.

    С начала делаем мужскую фигуру. Берём 17 средних соломин и связываем сверху, отступив два сантиметра. Затягиваем все нити, во время всего мастер-класса, как можно крепче и завязываем на два узелка.

    Обрезаем хвостики ниток, но не до конца, чтобы узелок не развязался.

    Вот, что получилось.

    Берём шесть коротких соломин и вставляем в середину куклы.

    Крепко сжимаем под руками.

    Затягиваем под руками крепко нить.

    Обрезаем хвостики ниток.

    Делаем ножки. Разделяем на пополам соломинки и завязываем нитью одну ножку,

    Обрезаем кончики ниток.

    Затем завязываем другую ножку.

    И обрезаем кончики ниток.

    Завязываем ручки, смотрим, чтобы руки не сильно длинные были и не сильно короткие.

    Обрезаем нить.

    Завязываем другую ручку.

    Обрезаем нить.

    Обрезаем ручки, оставляем кончики соломин по сантиметру.

    И на второй руке тоже самое.

    Теперь ножки обрезаем. Одну и другую.

    Вот такой у нас получился мужчина.

    Теперь приступаем к женской кукле. Берём двадцать длинных соломин. Так же завязываем сверху нитью.

    Обрезаем концы ниток.

    Переворачиваем длинными концами вверх и опускаем по одной соломины.

    Стараемся опускать по кругу, чтобы сформировалась круглая головка.

    Завязываем крепко нитью головку.

    Так же как и на мужской кукле вставляем ручки и под ними завязываем крепко нить.

    Завязываем ручки.

    Обрезаем хвостики ниток.

    Делаем другую руку.

    Обрезаем ручки.

    Меряем по мужской кукле длину и обрезаем платье.

    Начинаем плести косичку. Берём три соломины и завязываем нитью.

    Плетём на всю длину наших соломин. В конце завязываем нитью.

    Надо, чтобы длинны косички хватило на обе куклы.

    Привязываем нашу косичку красной нитью к руке одной куклы.

    И другой конец косички к другой руке второй куклы.

    Связываем посередине обе руки двух кукол красной нитью.

    Обрезаем кончики ниток.

    Перевязываем ножки мужской кукле, красной нитью. И крестом завязываем тельце наших кукол.

    Берём средние три соломины и плетём ещё коротенькую косичку на голову женской кукле. Сзади аккуратно завязываем нитью.

    Вот такие у нас получились Иван да Марья. Пусть они всегда всем приносят в дом счастье!

    Работа заняла

    1 место

    Это сейчас у детворы игрушек видимо-невидимо! Да еще и каких хочешь: от простых механических, до сложнейших электронных и радиоуправляемых! От компьютера порой ребенка вообще не оттащишь! А чем же играли дети былых времен? Из чего были сделаны игрушки для них? Какие это были игрушки? Вот об этом мы и будем вести сегодня свой рассказ.

    И так, что же такое игрушка? «Игрушка – это вещица, сделанная для забавы, игры или потехи» - читаем мы в Словаре русского языка, составленном В.Далем. Причем, надо заметить, что игрушки появились на земле гораздо раньше, чем их определение.

    Сначала игрушки для детей делали дома, из подручного материала, потом появились мастера-игрушечники, которые стали делать игрушки на продажу. Но не каждой семье были по карману покупные игрушки, поэтому дети из небогатых семей продолжали играть в самодельные. Тряпичные куклы деревянные чурбачки, глиняные свистульки, соломенные кони – были излюбленными игрушками крестьянской детворы.

    Как у всех земледельческих народов, у славян солома была важным в крестьянском хозяйстве материалом. Соломой крыли крыши домов, хлевов, амбаров. Ею подкармливали скот. Из соломы делали изображения языческих богов и с ними весной встречали, а осенью провожали Ярило - солнце. Их носили с песнями по селениям, а потом сжигали или пускали на плотиках вниз по реке.
    Языческие обряды давно забыты, а вот умение делать фигурки из соломки сохранилось.

    Для изготовления декоративной скульптуры и игрушек используют как целые стволы злаковых растений, так и верхние их коленца, имеющие самые длинные соломины. Целые стволы идут на крупные изделия, а верхние междоузлия - на средние и мелкие. Чтобы солома стала гибкой, ее, так же как и для плетения, вымачивают в воде, а затем завертывают на время работы во влажную холстину. Готовые соломенные фигурки отделывают плетежками.

    Плетение из соломки объемных фигур – кукол, животных, птиц – уходит своими корнями в далекое прошлое. Такие куклы и фигурки были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах. Кукла использовалась и как оберег для детей, поскольку не имела черт лица. А согласно верованиям, в таком случае она считалась предметом неодушевленным и в нее не могли вселиться злые духи.

    Кони, козы, птицы, куклы из соломки – это тоже божества и защитники: конь – герой многих поверий и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать-прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле.

    На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятых им до конца, сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизни. Фигурки из соломы, которые изображали петуха, голубя, козу, ставили на рождественский стол. Соломенных птиц подвешивали над столом. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов, принося в жертву через сожжение или потопление. Соломенные жаворонки были первыми предвестниками весны – с ними вместе люди звали ее.Из соломки можно изготавливать различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря ее свойству гнуться и сохранять заданную форму.

    "Конь златогривый"

    Декоративная фигурка коня из соломы может украсить любой современный интерьер, а заодно и напомнит о древних истоках народного искусства. Собирают фигурку из двух снопиков. Один снопик как можно туже скручивают недалеко от торцевого среза мягкой проволокой, оставив свободными два длинных конца (рис. 35 а). Затем все соломины перегибают через проволочное кольцо в противоположную сторону. При этом концы проволоки должны оказаться внутри пучка соломы (рис. 35 б). Пучок, из которого будут формироваться голова, шея и передние ноги, туго перевязывают бечевкой и верхнюю часть сгибают дугой (рис. 35 в).
    Сделав таким образом основу головы и шеи, приступают к изготовлению гривы (рис. 35г). У этой наиболее выразительной части декоративной фигурки намеренно утрированы пропорции и форма гривы. От коня словно исходит солнечное сияние. Такое решение гривы отвечает народным традициям, в которых конь почитался как символ солнца. Грива собирается из отдельных соломин, а иногда и из небольших пучков. Каждой соломиной поочередно огибают шею коня и переплетают "веревочкой" - специально заготовленным жгутом из соломы или пеньки.
    Когда грива будет готова, берут новый пучок соломы и, обогнув его вокруг туловища, туго перетягивают бечевкой (рис. 35 д). Отступив на некоторое расстояние, пучок перетягивают бечевкой еще раз, обозначив, таким образом, туловище коня. Оставшаяся часть соломенного жгута разделяется на три части, из них будут сделаны задние ноги и хвост. Две части жгута, в которых должны оказаться концы проволоки, сгибают временно под прямым углом к туловищу и недалеко от торцевых срезов перевязывают бечевками. Третья оставшаяся часть идет на изготовление хвоста. Его окончательно отделывают на последней стадии работы. А пока делают передние ноги, разделив пополам первый пучок соломы так, чтобы концы проволоки оказались в середине каждой половины. Чтобы обозначить колени, каждую из четырех ног перекручивают в середине бечевкой, а затем полосками соломы. Концы проволоки, торчащие из соломы, либо обрезают кусачками, либо сгибают и прячут, чтобы их не было видно снаружи. Затем ноги сгибают так, чтобы создавалось впечатление стремительного бега коня.
    На последней, завершающей стадии приступают к отделке фигуры. Все без исключения места, которые были перевязаны бечевкой, обматывают полосками соломы.

    Соломенные куклы

    Плетение из соломки объемных фигур - кукол, животных, птиц - уходит своими корнями в далекое прошлое. Такие куклы и фигурки были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах. Кукла использовалась и как оберег для детей, поскольку не имела черт лица. А согласно верованиям, в таком случае она считалась предметом неодушевленным и в нее не могли вселиться злые духи.



    Кони, козы, птицы, куклы из соломки - это тоже божества и защитники: конь - герой многих поверий и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза - символ урожая и плодовитости; кукла - Мать-прародительница, защитница женщин; птицы - души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле. На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятых им до конца, сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизни. Фигурки из соломы, которые изображали петуха, голубя, козу, ставили на рождественский стол.

    Соломенных птиц подвешивали над столом. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов, принося в жертву через сожжение или потопление. Соломенные жаворонки были первыми предвестниками весны - с ними вместе люди звали её.

    Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь, стали темой для творчества многих современных мастеров и художников.

    Из соломки можно изготавливать различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря ее свойству гнуться и сохранять заданную форму.



    Работа над соломенной скульптурой всегда начинается с изготовления основы фигуры - каркаса. Он делается из пучков соломки или проволоки, образуя форму животного или человека. Затем каркас оплетается соломкой. Поделки изготовляют из распаренной соломы, а украшают цветными нитками обычно красного цвета или тесьмой.


    Величина куклы зависит от длины соломки, которая используется для ее изготовления. Обычно из одного пучка соломки получается кукла высотой 15-20 см. Мастер выбирает тонкую или средней толщины соломку, но обязательно без коленцев.

    Просмотров